Материалы » Основы психодиагностики » Диагностика психологической адаптированости первоклассника к школе

Диагностика психологической адаптированости первоклассника к школе

Признаки плохой адаптированности ребенка к школе:

¾у ребенка сменился эмоциональный фон: появилась излишняя агрессивность или пассивность;

¾он часто болеет;

¾появилась неуверенность в себе;

¾быстрая утомляемость проявляется либо в слезливости, либо в болезненной неусидчивости, сопровождающейся неосмысленными хаотичными движениями;

¾несобранность, не может себя заставить сесть за уроки;

¾зная правила, не может их применять, делает "глупые" ошибки;

¾появилось нежелание идти в школу;

¾избегает дружить со сверстниками.

В качестве показателей психологического здоровья можно использо вать адаптированность ребенка к социуму (школе и семье), поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой. Кроме того, необходимо определять тревожность, поскольку повышение тревожности коррелирует с нарушениями психологического здоровья.

Мы полагаем, что достаточно использовать комплекс из нескольких методик, достаточно быстрых в проведении и обработке: рисуночной методики, проективной и включающей наблюдение за детьми. Приведем некоторые из них.

Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе (методика А. И. Баркана)

Учащимся предлагалось выполнить рисунок на тему «Я в детском саду» или «Я в школе» (в зависимости от возраста). Обработка проводится в соответствии с общими принципами рисуночных тестов, в частности, характером сюжета рисунка, наличием декоративных элементов, дополнительных элементов и др. На основании анализа результатов выделяются 3 группы детей: с отсутствием признаков дезадаптации - 1-я группа; с наличием нескольких признаков дезадаптации - 2-я группа; с явно выраженной школьной дезадаптацией - 3-я группа.

Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса) ¾ на основании результатов диагностики и наблюдений за детьми детей каждого класса или группы детского сада можно условно разделить на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья. Как уже отмечалось, дети 1-й группы, отнесенные к креативному уровню, не требуют психологической поддержки. Дети 2-й группы должны быть включены в групповые занятия профилактически-развивающей направленности. С детьми 3-й группы необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу. Кроме того, следует особо остановиться на индивидуальной и групповой помощи детям с выраженными страхами, поскольку проблема страха является довольно распространенной для современных детей. Безусловно, помощь детям будет эффективной только при поддержке родителей, поэтому необходимо специально рассмотреть консультирование родителей. Обратимся далее к последовательному описанию выделенных форм работы.


Межличностная аттракция
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют по отношению друг к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека ...

Аффирмации как инструмент изменения общения.
Чтобы помочь человеку освободиться от поведенческих моделей прошлого, в том числе отвержения, потери, ухода, Ч.Тойч советует использовать Аффирмации. Аффирмация — это утверждение, которое мы делаем относительно своей жизни. Она представляет собой желание в форме настоящего времени, как если бы оно было реализовано в нашей жизни. При по ...

Работа социального педагога с гиперактивными детьми
Гиперактивность выступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, где основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Так в последнее время гиперподвижные дети стали актуальной проблемой для родителей и ...