Материалы » Основы психодиагностики » Методики психологической диагностики развития ребенка школьного возраста

Методики психологической диагностики развития ребенка школьного возраста
Страница 2

c)

диагностика эмоционально-волевой сферы;

По данным Осницкого В.П., эмоционально-волевая сфера включает в себя следующие параметры: самооценка, тревожность, самоконтроль, саморегуляция, мотивация достижения успехов. Ковалёв А.Г. пишет о том, что «тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги – один из основных параметров индивидуальных различий». Определённый уровень тревожности – нормальная особенность каждого человека, однако повышенный уровень тревожности является проявлением неблагополучия личности. Ученики с высоким уровнем тревожности эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщение о неудаче; хуже работают в стрессовых ситуациях или ситуациях дефицита времени; боязнь неудачи доминирует у них над стремлением к достижению успеха. Для исследования уровня тревожности мною была выбрана методика Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина.

Как показывают результаты исследований, высокий уровень тревожности имеют большинство младших школьников, их эмоциональное состояние является напряженным, негативным. Низкий уровень тревожности имеют лишь 15,4 % учащихся, причём, это ученики 1-х классов, для которых школа и школьные трудности пока еще не являются травмирующими.

Конопкин О.А. отмечает, что «дети с низким уровнем самоуважения и сопереживания окружающим часто имеют низкий уровень развития самоконтроля и саморегуляции деятельности». Они могут подчиняться контролю извне, например, со стороны взрослых, но сами не умеют контролировать своё поведение и речь.

Выявление уровня мотивации достижения успехов проводилось по методике Немова Р.С. «Запомни и воспроизведи рисунок

d)

методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;

Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников, как и дошкольников, не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей.

Методика ¾ Изучение мотивации достижения успехов. Поскольку данная методика в нашей стране для психодиагностики детей дошкольного и младшего школьного возраст применялась мало, для нее заранее, на основе опыта и интуитивных соображений трудно установить приемлемые нормы и предложить некоторую стандартизированную десятибалльную шкалу оценки. То же самое относится к возможности определенных суждений об уровне развития мотивации достижения или мотивации избегания неудачи у детей. Вместе с тем кое-какие выводы о состоянии мотивации ребенка можно сделать и в отсутствие установленных тестовых норм.

Методика ¾ Детский вариант личностного теста Р. Кеттела.

Данная методика в отличие от предыдущей, являющейся оригинальной и специально разработанной для детей дошкольного и младшего школьного возраста, представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта 16-факторного личностного теста Р. Кеттела.

Методика ¾ Анкета для родителей, воспитателей и учителей.

Данная анкета представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей, поступающих в школу, и у младших школьников, а также их взаимоотнощений с окружающими людьми. Для лучшей ориентации в структуре анкеты представим общим списком те качества личности, которые определяются с ее помощью, и соответствующие им в анкете порядковые номера суждений. В таблице 12 слева указаны качества личности, а справа — пункты анкеты, которые им соответствуют.

В качестве экспертов, оценивающих ребенка по этой анкете, должны выступать разные люди, не только родители ребенка. По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях ребенка, которые в дальнейшем должны перепроверяться, так как в большинстве случаев мнение родителей является субъективным.

Если оценки ребенка, полученные со стороны родителей, воспитателей и учителей, совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует. Если совпадают только оценки двух из трех экспертов, характеризующих ребенка, то делается вывод о том, что данное качество свойственно ребенку с достаточной степенью вероятности. Если, наконец, оценки, предложенные всеми тремя экспертами, расходятся, то ничего определенного о наличии или отсутствии у ребенка данного личностного качества без дополнительного специального исследования сказать нельзя.

Страницы: 1 2 3


Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выгодским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные - имеют характер психического недоразвития и ...

Тактика общения
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. Почему не удается реализовать свою стратегию общения? Верная стратегия живого общения – еще не абсолютная гарантия успеха. В общении огромное значение имеет правильный выбор тактики его существования. Многие на собственном опыте убеждались, насколько велико значение вариативно ...

Результаты четырех этапов исследования
На первом этапе исследования проводилась диагностика агрессивности ребенка дошкольного возраста из полных и неполных семей при помощи анкеты «Критерии агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. В исследовании принимало участие 23 ребенка 6-7 лет дошкольного возраста: 12 из неполных семей и 11 из полных семей. Полученные ...