Материалы » Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях » Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков

Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков
Страница 4

В большинстве случаев, малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это происходит не только из-за отсутствия у них знаний о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего из-за нежелания ограничивать свою свободу какими-либо рамками. Организованность же чаще всего выражается в том, что подросток хорошо организует свою деятельность. Заорганизованность чаще всего бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешне заорганизованный ребенок слепо подчиняется установленному в неполной семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний. www.woldculture.ru

К внутренне заорганизованным школьникам и взрослым относятся чрезмерно активные и жестко самоорганизованные люди, которые не знают пределов своих физических и умственных возможностей. Заорганизованных и малоорганизованных детей сближает одна характерная особенность: они не знают меру своих возможностей, физических и душевных сил. Первые значительно завышают свои возможности, вторые – занижают. То и другое вредно.

Следующим недостатком характера подростка, воспитывающегося в неполной семье, является отсутствие настойчивости. Настойчивость – необходимая черта характера современного человека. Она выражается в особенности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т. е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов. Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Существуют следующие основные пути воспитания настойчивости у ребенка: тщательный контроль над выполнением детьми любой работы, небрежное дело не следует принимать, а стоит добиться переделки; в труде и учебе ставить перед подросткам интересные задачи, увлекать положительными примерами. При первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим. Пусть они научатся преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием таких черт характера, как активность, организованность, упорство, уверенность в себе, сознательность и другие.

Ко второму виду недостатков характера детей относится эгоизм. Какого человека мы можем назвать эгоистом? Эгоист – это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества, часто пренебрегающий последними. Жизненная направленность эгоиста – собственное «Я», личное преуспевание (причем нередко за счет других). Основными видами выражения эгоизма являются нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм. Матери (отцу) необходимо не только увидеть и устранить недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм, товарищество, забота о слабом. Потому что эти качества препятствуют формированию эгоизма во всех его проявлениях.

Существуют в неполных семьях и такие недостатки характера у детей, как недисциплинированность, грубость, лживость, педантичность. В частности, недисциплинированные дети – это дети, которые постоянно привлекают к себе внимание окружающих и доставляют им наибольшее беспокойство. Прежде всего, надо выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространенной причиной недисциплинированности у детей и, особенно, у подростков является избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу. Важно сформировать у них интерес к общественно полезной деятельности, разумно направить проявления их активности.

Грубые дети – одни из тех, кто часто вызывают конфликтную ситуацию или попадают в нее. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности подростка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т. д.). В этих случаях грубость подростка устраняет уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности. Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется исправлением взрослыми своей ошибки. Подросток может проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим труда и отдыха.

Лживость детей вызвана разными причинами: боязнью наказания, стремлением, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих. Следует сообщить ребенку, что лживость – презренное качество человека, отягощающее дурной поступок. Но при этом надо избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

Педантичные дети - чрезвычайно добросовестны. Они стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство излишне повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно правильно нередко вызывают у этих людей неуверенность в себе. Особенности личности педантов в неблагоприятных для них условиях могут приводить к трудностям в общении. Для ликвидации подобного состояния надо приучать педантов к дисциплине, воспитать у них силу воли, позволяющую не погружаться бесконечно в свои сомнения, а переходить своевременно к следующим действиям или мыслям.

Страницы: 1 2 3 4 5


Выводы
В современных условиях на формирование представлений молодого поколения о семье и браке влияет ряд факторов: родительский дом, ближайшее окружение, средства массовой информации, литература и фольклор, образовательная система. Определенное влияние оказывают и новые ценностные ориентации, которые распространились в конце ХХ века: равнопра ...

Психологическая классификация профессий.
Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий. Но пока нет строгого единого ...

Требования к психодиагностическому инструментарию
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются: Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности. Валидност ...