С точки зрения социальной психологии большой интерес представляют групповые механизмы манипуляции, задействованные в культе: групповое давление, система лидерства, система принятия решений (отчуждена от личности, принимается лидером и некритично навязывается членам группы).
Основные деструктивные аспекты, возникающие в результате злоупотребления манипулятивным воздействием, мы описали в таблице №1. www.righttransport.ru
Таблица №1. Основные деструктивные аспекты личностей манипуляторов и манипулируемых.
|
Сфера нарушений |
Манипулируемый |
Манипулятор |
|
Нарушения в межличностных отношениях |
-потеря доверия, боязнь близости и обязательств [21, 23, 33] |
- трудности в межличностных отношениях, связанные с реакциями жертв [40]; - "с садистским удовольствием старается ответить прямо противоположно тому, что от него ждут"; - все время защищает и оправдывает себя [68]; - манипулятором правит глубокое недоверие к себе и к другим; - "неблагополучность в семейном и интимном плане" |
|
Нарушения в эм[оциональной сфере |
- приступы паники, депрессия, чувство вины, страх; - торможение многих психических процессов; - суждение, уплощение спектра эмоций и чувств [21] |
- "сокрытие своих истинных глубоких чувств" [68]; - замена истинных эмоций на фальшивые, а именно: v "приберегание эмоций про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент; v Приукрашивание нормальных чувств и отношений и попытка сделать из них добродетель" |
|
Нарушения в мотивационно-потребностной сфере |
Повышение значимости низменных мотивов за счет их постоянной актуализации манипулятором. |
- невольное повышение значимости низменных мотивов в собственных глазах, так как они оцениваются в качестве полезных и эффективных; - зависимость от потребности управлять, причем, "чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то" [68]; - повышение значимости утилитарного мотива: v "своеобразные отношения с материальными средствами" v "формируется особая фиксация на деньгах, так как для него это символ власти" v Постоянное стремление к выигрышу - повышение значимости конкурентного мотива: "манипулирование применяется в экономической и политической конкуренции, в битве индивидов за успех, богатство и привилегии" |
|
Нарушения личностного роста и развития |
- задержка в развитии личности, т.к. манипулятор обычно аппелирует к низменным или примитивным потребностям [40]; - "роботизация", превращение человека в "послушное средство"; - стереотипизация поведенческого репертуара, создание ригидных психологических установок [21, 33]. |
- деформация и задержка личностного роста, тем более что он не жертва манипуляции, "сам ее хочет" [40]; - раздвоение личности (т.к. технология манипулятивного воздействия требует от манипулятора внутренней раздвоенности), и как следствие, разрушение личности [40]; - механическая неискренняя деятельность превращает жизнь манипулятора в нелюбимую работу. "он разучился наслаждаться жизнью такой, как она есть, и переживать глубокие чувства", "достигая зрелости, он по сути, переходит к растительному образу жизни, не пытаясь постичь цели и смысла своего существования |
|
Нарушения личностного роста и развития |
- разрушительное влияние на личность человека, особенно если ответственность за манипуляцию остается на потерпевшем, что "создает угрозу внутреннего разлада, нарушения личностной целостности" - резкая и глубокая ресоциализация или десоциализация личности [21,52]; Деиндивидуализация, нарушение идентичности [21, 52] |
- инфантилизм "человек несостоятельный в своих попытках самоутвердиться, призывает на помощь фантазию, которая становится регулирующим аппаратом душевной деятельности… Отсюда развивается стремление к манипулятивным играм и … тенденция к демонстрированию в своем поведении элементов детскости". |
Профессионально важные качества - основа профессионально-психологического
отбора. История возникновения и развития понятия «ПВК в отечественной
психологии, и взаимосвязь со способностями личности
В начале рассмотрим термин «Профессия». Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения (Климов, 1988, с. 107): 1) область приложения сил человека (как субъекта труда); 2) общность людей- профессионалов; 3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4) деятельность, сам процесс реализации трудовых фун ...
Экспериментальное
исследование влияния социально-психологического статуса подростка в группе на
агрессивность поведения. Методы,
процедура и объект исследования
Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:
1. Опросник Басса-Дарки - предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Испытуемым было предложено 75 утверждений, на которые надо было ответить «да» или «нет». Ответы о ...
Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению
в средней и старшей школе
Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Для того, чтобы адаптац ...



Разделы