Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
Страница 3

По причине проявления:

• Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт).

• Спонтанная агрессия – проявляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях). www.tlookup.ru

По целенаправленности:

• Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку.

• Целевая (мотивационная) агрессия – выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его.

По открытости проявлений:

• Прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы.

• Косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии, так как они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно: отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье.

По форме проявления:

• Вербальная агрессия – выражена в словесной форме.

• Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника.

• Физическая – прямое применение силы [15, с.16].

Агрессивное поведение отмечается в случае целого ряда нервных и психических расстройств. Оно встречается у больных шизофренией, эпилепсией, при органических поражениях головного мозга вследствие травм, менингита, энцефалита и пр. нередко агрессивность проявляют также больные неврастенией, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, она присуща людям с возбудимой и эпилептоидной психопатиями.

Существует ошибочное мнение, что агрессия больше свойственна душевнобольным людям, чем здоровым людям – на самом деле это не так. Для подтверждения можно привести тот факт, что только у 12% молодых людей, совершивших агрессивные поступки и направленных на судебно-психиатрическую экспертизу, было установлено психическое заболевание. Причем лишь в половине этих случаев агрессия была проявлением психоза, у остальных имели место неадекватные агрессивные реакции душевнобольных на психологически понятные причины. Фактически здесь отмечалось не проявление психопатологии, а только гипертрофированная реакция на обстоятельства у лиц с изменениями личности.

Однако, наше исследование будет неполным, если мы не рассмотрим и патологическую агрессию.

Ю.Б.Можгинский выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную.

Психотическая агрессия совершается под действием галлюцинаций и бреда и характеризуется нелепостью разрушительных поступков.

Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией ущербности и обиды, результатом длительного стресса и глубинного кризиса личности. Жестокое поведение при трансформированной агрессии, по мнению Ю.Б.Можгинского, в какой-то момент переходит в агрессивно-патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия [2, с.11].

К.С.Лебединская разделяет две разновидности патологической агрессии:

1. Психотическая агрессия – протекает в виде яростных разрядов агрессии с потерей контроля над своими действиями и немотивированными колебаниями настроения. Она часто сопровождается нарушениями влечений (жестокость, повышенная сексуальность, алкоголизация) и заметными соматовегетативными нарушениями.

Психотическая агрессия возникает вследствие патологии различных сфер психики: при нарушениях восприятия (галлюцинации), мышления (бред, сверхценные идеи), настроения (тревога, дисфория), влечений (импульсивность, садизм). Обычно эти виды патологии сочетаются.

2. Поведенческая агрессия – встречается в основном при неврозах и психопатиях, неврозо- и психопатоподобных состояниях в рамках других заболеваний и связана с личностными чертами человека.

К.С.Лебединская считает, что непсихотическая агрессия, в отличие от психотической, протекает в виде различных нестойких поведенческих и аффективных расстройств. При этом последние имеют какую-либо мотивировку колебаний настроения, аффективные вспышки непродолжительны, и к ним нередко появляется критическое отношение. Такое агрессивное поведение появляется во многом из-за отсутствия морально-этических норм по причине низкой культуры или недостатков воспитания. Алкоголизация и наркотизация могут облегчать проявления агрессии, снимая психологические и этические барьеры [15, с.20].

Однако, необходимо отметить, что поведенческая агрессия может проявиться и у душевнобольного с психопатоподобными или специфическими изменениями личности в виде реакции на какую-либо ситуацию. А у психопатических личностей в период декомпенсации может проявляться психотический вариант агрессивного поведения в составе синдромов тревоги, дисфории и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Конфликты в святоотеческой психологии. Причины возникновения и сущность конфликтов
Проблема конфликтов между людьми сегодня для психологов и социологов стоит на важнейшем месте. Условия сегодняшней жизни — это все уско­ряющиеся ее ритмы и постоянное общение с людьми; общение пусть поверхностное, но со столь широким кругом людей, какой не могли и помыслить себе учи­тели нравственности ни в IV, ни даже в XVIII веке. Одн ...

Структура сознания человека
Даже поверхностный анализ сознания открывает очень сложное его строение. Прежде всего самоочевидно, что картина мира, в которой человек может дать себе отчет, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувственные впечатления, чувственные образы — чувственную ткань . Эта ткань и образует чувственный состав кон ...

Механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте
Интерес к себе и другим людям возникает только в подростковом возрасте. Думая об окружающих людях, подросток сравнивает себя с ними. Установка на сравнение себя с другими людьми выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки – себя и других людей. Подросток оценивает собственные поступки, пытаясь понять, к чему они ...