В.Ф.Пирожков, посветив изучению механизмов возникновения и закономерностей функционирования криминальной субкультуры среди несовершеннолетних и молодежи около 30 лет, проведя большое количество лонгитюдных исследований, как с криминальными подростками, так и с подростками из обычных подростковых объединений, утверждает, что существует широкий круг факторов, так или иначе влияющих на статус несовершеннолетнего и молодого человека, его положение в групповой иерархии. www.transportsense.ru
В.Ф.Пирожков предлагает классификация факторов (рис.2), влияющих на статус и положение личности в криминальной группе несовершеннолетних и молодежи [37].
Рисунок 2. Факторы, влияющие на статус и положение личности
в криминальной группе несовершеннолетних и молодежи
Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Г.Крайг, Д.Бокум отмечают, что сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, а так же боязнь быть отвергнутым являются главными движущими силами в общении подростка. Все то, что не нравится родителям в друзьях, вызывает бурный протест и негодование. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят [28, с.671].
В.Казанская пишет о подростках: «склонны считать, что статус – важное основания для встреч. Они полагают, что надо встречаться с физически привлекательными, хорошо одетыми людьми и теми, кто нравится другим». Если подростка увидят в обществе лидера, то по его мнению, и его статус возрастает[24, с.124].
Статус лидера весьма привлекателен для большинства подростков. На его обретение могут повлиять разные факторы; например, более быстрое, чем у сверстников, половое созревание подростка сильно повышает его статус в группе. Несомненно, личные качества лидера играют решающую роль в достижении и удержании этого статуса. Разумеется, лидер должен пользоваться авторитетом и популярностью. Совершенно необходимы также уверенность в себе, неподверженность стрессам и, особенно, «социальное чутье» - способность разбираться во взаимоотношениях между членами группы. Многие качества лидера определяются направленностью группы.
Н.П.Аникеева считает, что подростки, стремясь повысить в школе свой статус, но не обладая для этого достаточными социально приемлемыми средствами, сплошь и рядом реализуют свои цели неадекватными способностями, привнося в общение с одноклассниками нормы и «ценности» компании – зачастую имеющей характер асоциальной ассоциации, - которые, как они надеются, обеспечат им признание среди соучеников, действуя, например, по пресловутому принципу «сила есть – ума не надо». Неблагоприятное положение большинства «трудных» в школьном классе является следствием и причиной отклонений в их духовном и нравственном развитии. В классах с низким уровнем развития межличностных отношений «трудные» могут занимать лидерские позиции и оказывать значительное отрицательное влияние на формирование групповых норм.
Эмоции и действия
Эмоции и комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют фактически на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремиться его избежать. ...
Эмпирическое исследование учебного стресса
студентов. Описание
методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов
Исследование учебного стресса мы проводили среди студентов 481 группы факультета подготовки УНК. Возраст участников - 20-21 год, пол - женский. В диагностике участвовало 15 студентов.
Для исследования мы выбрали 2 методики:
Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного ...
Диагностика учебного стресса у студентов
Результаты проведенных методик мы предоставили в форме таблиц и анализа полученных результатов.
Таблица 1 - Причины стресса студентов.
№
Причина стресса
Результаты,
max = 10 б.
1
Большая учебная нагрузка
5,4
2
Страх перед будущим
4,9
3
Нежелание учится или разочарование в профессии
4,7
4 ...
Разделы