Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками

Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками
Страница 7

В.Ф.Пирожков, посветив изучению механизмов возникновения и закономерностей функционирования криминальной субкультуры среди несовершеннолетних и молодежи около 30 лет, проведя большое количество лонгитюдных исследований, как с криминальными подростками, так и с подростками из обычных подростковых объединений, утверждает, что существует широкий круг факторов, так или иначе влияющих на статус несовершеннолетнего и молодого человека, его положение в групповой иерархии. www.transportsense.ru

В.Ф.Пирожков предлагает классификация факторов (рис.2), влияющих на статус и положение личности в криминальной группе несовершеннолетних и молодежи [37].

http://www.criminalnaya.ru/aferisti/-099996/TATTOO_CRIME_5.JPG

Рисунок 2. Факторы, влияющие на статус и положение личности

в криминальной группе несовершеннолетних и молодежи

Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Г.Крайг, Д.Бокум отмечают, что сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, а так же боязнь быть отвергнутым являются главными движущими силами в общении подростка. Все то, что не нравится родителям в друзьях, вызывает бурный протест и негодование. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят [28, с.671].

В.Казанская пишет о подростках: «склонны считать, что статус – важное основания для встреч. Они полагают, что надо встречаться с физически привлекательными, хорошо одетыми людьми и теми, кто нравится другим». Если подростка увидят в обществе лидера, то по его мнению, и его статус возрастает[24, с.124].

Статус лидера весьма привлекателен для большинства подростков. На его обретение могут повлиять разные факторы; например, более быстрое, чем у сверстников, половое созревание подростка сильно повышает его статус в группе. Несомненно, личные качества лидера играют решающую роль в достижении и удержании этого статуса. Разумеется, лидер должен пользоваться авторитетом и популярностью. Совершенно необходимы также уверенность в себе, неподверженность стрессам и, особенно, «социальное чутье» - способность разбираться во взаимоотношениях между членами группы. Многие качества лидера определяются направленностью группы.

Н.П.Аникеева считает, что подростки, стремясь повысить в школе свой статус, но не обладая для этого достаточными социально приемлемыми средствами, сплошь и рядом реализуют свои цели неадекватными способностями, привнося в общение с одноклассниками нормы и «ценности» компании – зачастую имеющей характер асоциальной ассоциации, - которые, как они надеются, обеспечат им признание среди соучеников, действуя, например, по пресловутому принципу «сила есть – ума не надо». Неблагоприятное положение большинства «трудных» в школьном классе является следствием и причиной отклонений в их духовном и нравственном развитии. В классах с низким уровнем развития межличностных отношений «трудные» могут занимать лидерские позиции и оказывать значительное отрицательное влияние на формирование групповых норм.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Развитие воли происходит в направлениях
· Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные. · Обретение человеком контроля над своим поведением. · Выработка волевых качеств личности. · Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточн ...

Эффективность.
Для оценки эффективности нашей деятельности, спустя месяц после получения последнего месседжа от клиента, нами отправлялся стандартизованный вопросник. Анализируя обратную связь, следует признать, что ответы пришли менее чем на половину разосланных вопросников. При этом большая часть содержит положительную оценку происшедшего процесса к ...

Экспериментальная часть.
В исследовании использовались 2 методики: ­ опросник на оценку стиля управления, состоящий из 60 вопросов, на которые предлагается ответить утвердительно или отрицательно. Подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в ключ-таблицу, можно определить степень выраженности авторитарного, пассивного или демократического стиля управ ...