Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками

Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками
Страница 4

К сожалению, в каждом классе есть изолированные ребята, их процент достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением. Они зачастую агрессивны, неуравновешаны, склонны к антисоциальным поступкам. Своим поведением такие ребята пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы отличают высокие самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству. Трудности в общении со сверстниками у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе. www.transpostand.ru

Нередко, среди изолированных есть ребята неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Такие ребята, как правило, удовлетворены своим положением в группе, так как данная группа не является для них референтной, либо среди ведущих мотивов нет мотивации на общение.

Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. М.Кравцова отмечает, что «эта детская отверженность — явление, к сожалению, частое и трудно поправимое» [26, с.11].

Каждый человек, ребенок, подросток испытывает не только положительные, но и негативные эмоции. Т.Алексеева пишет, что «если не отводить их за рамки своей личности, они начнут ее разрушать. .учитывая, что человек находится в социальном окружении, понятно, что свои негативные эмоции он, как правило, сбрасывает на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах. Так и возникает «образ врага» [4, с.6].

Изгойское место – это некоторая точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. За всю свою историю человечество выработало большое количество механизмов, которые позволяли бы сдерживать проявление негативизма в социальном пространстве. Битье чучел, поклонение идолам – лишь некоторые из них. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и иудейство – направляют личностный негативизм в сферу самосовершенствования.

Подростки же не владеют опытом регулирования негативных эмоций в социальном плане, накопленного историей человечества. Поэтому они поддаются своим мифическим представлениям о классе, в котором учатся. В ученической среде достаточно быстро распространяются мифы об одноклассниках – как позитивные, так и негативные. В итоге в общем мифическом сознании класса о некоторых учениках создаются мифы, которые вызывают к ним негативные эмоции одноклассников.

Причинами такого явления могут быть разные социальные особенности семей, которые резко отличаются от социальных качеств семей одноклассников, а также физические недостатки ученика. Условно можно изгоев разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист [4, с.7].

Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток – неспособность мыслить конструктивно. Критиканствующий настрой любого изгоя виден сразу, когда он попадает на лидерское место.

В принципе изгой – это претендент на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник, ставший мстить своим одноклассникам. Изгой никогда не видит свое социальное окружение в целом, не может построить перспективу, увлекающую абсолютное большинство одноклассников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Результаты экспериментального исследования. Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования
Результаты диагностической программы представлены в сводной таблице. Таблица 1 Сводная таблица результатов диагностического исследования № Имя Фамилия Методики 1 2 3 4 1 Алина М. высокий средний высокий высокий 2 Антон С.* низкий низкий средний низкий 3 Светлана М ...

Эмпирическое исследование. Описание методик и процедура исследования. Шкала социальной желательности Кроуна–Марлоу
Уровень социальной желательности определялся с помощью личностного опросника, разработанный Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения. Тест состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несоглас ...

Учет типологии личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом. Определение понятия «типология личности».
Человеческий опыт или отдельное переживание, которое каждый человек осуществляет своим специфическим образом, отличным от других, издавна являлось основой и предпосылкой для многочисленных систем типологий. С ранних времен культурной истории делались попытки категоризировать индивидуальные установки и поведенческие образцы (паттерны) дл ...