Виды и проявления девиантного поведения
Страница 1

Отклоняющееся поведение всегда проявляется в виде действий, с помощью которых человек взаимодействует в реальностью. Поэтому проявления девиантного поведения можно рассматривать как способы, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру.

По В.Д. Менделевичу (2001), существует пять способов взаимодействия индивида и реальности. www.eduinfluence.ru

Противодействие реальности – при этом типе взаимодействия человек убежден, что с реальностью, которая его не устраивает, можно и нужно активно бороться. Он пытается изменить ненавистный ему мир так, чтобы он наилучшим образом удовлетворял его потребности и соответствовал его представлениям.

Как правило, общество отвечает индивиду силовым давлением, принуждая к соблюдению норм и правил, нарушаемым девиантом.

Такой тип взаимодействия встречается в основном при делинквентном и/или криминальном поведении.

Болезненное противостояние реальности -

при таком типе взаимодействия человек в силу патологических изменений психики однозначно воспринимает мир как нечто враждебное и чуждое. Такой человек вряд ли сможет эффективно взаимодействовать с миром. Отличие от предыдущего способа заключается в том, что противодействуя реальности, человек идет на это сознательно, а при болезненном противостоянии индивид даже не представляет другого мира, кроме как враждебного. Встречается при психопатологическом и патохарактерологическом типе отклоняющегося поведения.

Уход от реальности

данный тип взаимодействия проявляется в том, что человек не настроен адаптироваться к миру, и предпочитает отрешиться от мира, считая себя неспособным приспособиться к его реалиям.

Аддиктивное поведение, и в особенности, злоупотребление психоактивными веществами являются ярким примером такого способа «приспособиться к миру». Также один из быстро набирающих популярность способов – это компьютерные игры, а в особенности так называемые MMORPG. Такой способ самореализоваться частично перекликается со следующим, а именно игнорированием реальности.

Отличие заключается в том, что игнорировать реальность и быть к ней адаптированным человек может лишь в том случае, если он занимается каким-нибудь узкопрофессиональным делом. Например, программисты могут часами проводить время за компьютером и при этом быть нормально адаптированы к реальности, так же, как и профессиональные игроки в компьютерные игры.

Такой способ встречается нечасто, и представляет собой вариант нормы.

Наиболее предпочитаемым способ является приспособление к реальности. Гармонично развитый человек в большинстве случаев находит себя в мире, и такой способ наиболее поощряется обществом. Для такого человека важно самореализоваться именно в обществе реальных людей, быть признанным обществом и устойчиво стоять на ногах.

Итак, девиантное поведение определяется способом взаимодействия с реальностью.

Какие же его типы выделяет психология?

Менделевич(2003) предлагает классификацию отклоняющегося поведения по виду нарушаемых человеком норм.

Он выделяет пять типов девиантного поведения:

Аддиктивный тип

люди с этим типом девиантного поведения предпочитают уходить от реальности посредством употребления психоактивных веществ или зацикливании на определенных типах деятельности (например, игре в компьютерные игры или серфинге по Интернету).

В большинстве своем такие люди не приемлют реалии мира, они считают жизнь «серой», «скучной», «унылой», и их способ ухода от реальности заменяет им насыщенность и разнообразие жизни. «Жить так, как все» они не хотят, поскольку это не приносит им желаемого удовлетворения.

Страницы: 1 2


Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Ряд авторов (А.В. Петровский, В.А. Петровский) указывают на существование у ребенка особой потребности в пе ...

Разум
Разум— это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и ...

Психологические типы личности по Э. Берну. Биография
Э. БЕРН (1910-1970) Рассмотрение вопросов биографии важно для осмысления сути предлагаемой теории, для понимания истоков подобных взглядов автора на суть вещей. Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 г. и первые свои двадцать лет прожил в Канаде. Важнейшее значение для становления личности и профессиональных устремлений б ...