Материалы » Нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения в школе » Психологические и нейропсихологические причины неуспеваемости школьников.

Психологические и нейропсихологические причины неуспеваемости школьников.
Страница 1

В норме психическое развитие имеет сложную организацию. Развивающийся ребенок все время находится в процессе изменений не только количественных, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и замедления, а в случае затруднений - возвращение к прежним формам активности. В норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии, одном из механизмов возникновения новых координаций. В патологии же наблюдаются диспропорции, возникают различные типы асинхронии развития. Среди основных можно выделить следующие. www.guidebanking.ru

а) явления ретардации - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм (олигофрения и задержка психического развития).

б) явления патологической акселерации отдельных функций, например раннее (до 1 года) изолированное развитие речи при раннем детском аутизме, сочетающееся с грубым отставанием, ретардацией в сенсомоторной сфере. При этом варианте асинхронии развития могут длительно сосуществовать развитая речь и речь автономная; наглядные, комплексные обобщения и обобщения понятийные и т.д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.

При асинхрониях развития наблюдаются различные варианты нарушений: явления стойкой изоляции, фиксации, нарушение инволюции психических функций, временные и стойкие регрессии.

Существует и другой важный момент развития. Критический или сензитивный период, подготовленный структурно-функциональным созреванием отдельных мозговых систем, характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям. Это период наибольшей восприимчивости к обучению [22]. Значение критических периодов заключается в том, что смена одних критических периодов другими задает определенную последовательность всему процессу психофизиологического развития в раннем возрасте.

Каждый новый этап психического развития является результатом сложных межфункциональных перестроек. Функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. В результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи (временные или постоянные). В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

«В норме становление каждой из функций в большей или меньшей степени проходит через этап интеллектуализации. Возможны обобщения на вербальном, но также и сенсомоторном уровне. Способность к анализу и синтезу является общим свойством мозга, достигшего определенного уровня развития. Поэтому интеллектуальное развитие нельзя рассматривать как результат созревания отдельной психофизической функции. С рождения ведущую роль в психофизиологическом развитии ребенка играют сенсорные системы, в первую очередь контактные (вкусовые, обонятельные, тактильные ощущения)…

Сенсомоторное развитие ребенка происходит не изолированно, оно на всех этапах находится под контролем аффективной сферы. Любые изменения интенсивности или качества среды получают немедленную аффективную оценку, положительную или отрицательную. Очень рано ребенок с помощью аффективных реакций начинает регулировать свои отношения с матерью» [22].

Л.С. Выготский [19] выделял значение неспецифического страдания при поражении центральных зон у ребенка. Он считал, что «построение высших психических функций есть процесс образования психических систем», и «центральную роль в построении высших психических функций играют речь и речевое мышление». Но нормальное развитие речи невозможно без развития восприятия, потому что в нормальном функционировании восприятия имеется импульс развития высших систем. Поэтому ребенок с врожденной агнозией чаще всего оставался идиотом.

Страницы: 1 2 3


Роль родителей в развитии ребенка.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но т ...

Социальная желательность как фактор поведения. Понятие социальной желательности
Для объяснения понятия социальной желательности, мы столкнулись с некоторыми трудностями, так как оно имеет двоякое определение. Первое определение связано с валидностью личностных методик, а второе – с тем, что социальная желательность является неким личностным качеством. I. Широко используемым личностным опросникам измерения личностн ...

Коллективный труд
Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда . При исследовании истории возникновения и развития психики выявляется тот капитальный факт, что возникновение и развитие психики имеет в своей основе усложнение образа жизни живых существ, усложнение их деятельности, которая осуществляе ...