Изучение агрессивности и враждебности подростков

Изучение агрессивности и враждебности подростков осуществлялось посредством обработки результатов исследования опросником Басса-Дарки.

Коэффициент агрессивности составила сумма балов по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражительность» и «Вербальная агрессия». Индекс враждебности включает в себя шкалы «Обида» и «Подозрительность». www.transportine.ru

Результаты изучение агрессивности и враждебности подростков представлены в таблицах 13 – 14 (Приложение 2), и на рисунках 9, 10 в виде диаграмм.

Нами изучалась агрессивность как свойство личности подростков, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений.

Рисунок 9. Индекс агрессивности подростков

Анализ диаграммы (рис.9) показывает, что 16 % учащихся имеют высокий показатель по этой шкале. Агрессивные подростки доставляют массу хлопот в учебных учреждениях, вызывают беспокойство родителей, становятся причиной конфликтных ситуаций с ровесниками.

Методика позволяет выделить группу испытуемых, чья агрессивность является ситуативной – 64%. Это подростки, которые могут проявлять различные виды агрессии в особо значимых эмоциональных ситуациях, однако в обычных условиях агрессивность им не свойственна.

Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Рисунок 10. Индекс враждебности подростков

Анализ результатов исследования (рис.10) показал, что 42 % учащихся испытывают более или менее стойкую враждебность к людям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром. Интенсивная и длительная неприязнь, при которой чувства проявляются, открыто и активно, оказывает разрушающее воздействие и на самого ребенка. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может разобраться в своих чувствах, что приводит то к взрыву эмоций, то уходу в себя, не желанию общаться.

Остальные учащиеся нашей экспериментальной группы в отдельных случаях испытывают враждебность (в большей или меньшей мере), однако их среда развития и условия воспитания дают возможность подросткам справиться с данным состоянием.

Таким образом, необходимо отметить, что в данной группе испытуемых подростков 13 – 15 лет практически все подростки испытывают чувство враждебности по отношению к окружающим, при этом 42% из них находятся в состоянии готовности проявлять негативные чувства открыто и активно. Индекс агрессивности у учащихся несколько ниже, однако, в сочетании с враждебностью, мы видим довольно тревожную картину: большое количество подростков испытывают сильные негативные эмоции, которые не могут не влиять на развитие их личности. Следовательно, жизненно необходимо проводить коррекционно-развивающие мероприятия направленные на предупреждение агрессивного поведения подростков.


Переобучение или изменение жизненной программы.
Изменить свою собственную жизнь к лучшему может тот, кто способен осознавать свои мешающие общению заблуждения, «блоки», «комплексы». Освободиться от них окончательно, вероятно, никому не удастся. Но знать о них и о том, как они действуют, как влияют на наше бытие, - это реальная задача. Нашим главным инструментом при этом будет наш ра ...

Профилактика.
Существует три этапа профилактики во всем мире: Первичная профилактика - общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимост ...

Становление произвольной памяти у старших дошкольников
А.Н. Леонтьев произвольное запоминание рассматривает как целенаправленный опосредованный процесс, включающий определённые приёмы и способы запоминания. Результат его исследований показал, что в условиях эксперимента с запоминанием слов (с опорой на картинки) некоторые старшие дошкольники уже способны пользоваться этим приёмом запоминани ...