В работе психологов-консультантов и психотерапевтов существует ряд этических принципов и требований, следование которым является обязательным. В основе этических принципов лежит набор моральных предписаний, задающих ориентиры корректного поведения специалиста. Каждый человек имеет определенные жизненные ценности и установки. Ценности – это система убеждений и приоритетов, которые выражаются в предрасположенности людей действовать определенным образом. Психолог должен хорошо осознавать собственные установки и с уважением относиться к ценностям своих клиентов. Психолог должен уметь устанавливать имеющие различия в собственных представлениях и взглядах клиента и признавать право последнего на личные убеждения и верования. Вместе с тем, одна из целей психологической и психотерапевтической помощи – помочь клиенту осознать свои установки и представления: сохранить те, которые ему действительно дороги и отказаться от тех, которые устарели и создают серьезные сложности. Это трудная задача для клиента, требующая доверия специалисту. Первая составляющая такого доверия – его вера в то, что информация, доверенная специалисту, никогда не будет безответственно передана кому бы то ни было. Конфиденциальность является важнейшим условием оказания психологической помощи. Это значит, что содержание бесед с психологом-психотерапевтом не может быть кому-либо сообщено без согласия. Из этого правила существует некоторые исключения. Таким исключением, например, являются ситуации, когда существует реальная угроза здоровью или жизни клиента или другого человека. Одна из серьезных этических проблем связана с неравенством позиций, которое имеет место в отношениях между психологом и клиентом. Эта же проблема существует в отношениях учителя и ученика, врача и пациента, адвоката и его подопечного – в любых отношениях, где есть неравное распределение власти и, когда один может предоставить другому то, в чем он нуждается. Ни в одной профессии специалистам не разрешается эксплуатировать свое влияние на клиента в личных целях. Использование психологом информации и возможностей клиента с личной выгодой также считается неэтичным. Психолог также не имеет права поменяться с клиентом ролями и начать рассказывать ему о своих личных переживаниях и проблемах. Время контакта с психологом – это время, которое принадлежит клиенту; оно предназначено для обеспечения профессиональной помощи последнему. В любых человеческих отношениях могут возникать симпатии и желания сделать отношения более близкими. Несмотря на то, что доверие и эмоциональная близость является важным условием психологической помощи (особенно в ходе длительной психотерапии), отношения между психологом и клиентом изначально ограничены профессиональными рамками, делающими невозможным вступление в личные или двойные отношения, т.е. какие-либо иные взаимоотношения между психологом-психотерапевтом и клиентом помимо консультативных или психотерапевтических отношений.
И в заключении…
В юношеском возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Испытуемый Л на данном этапе развития активно формирует структуру этих ценностей. В соответствии с его личностными особенностями на первые места он ставит материальную независимость, свободу выбора жизненного пути, близкие межличностные отношения. Думаю, в ближайшее вре ...
Психологические особенности леворуких детей
Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой, необходимо переучивать, подгоняя под общий стандарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получилось: у детей часто развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это можно понять: ведь леворукость — это не просто предпочтени ...
Способы разрешения конфликтов
Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух; или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях.
Но при всей несхожести ...



Разделы