Материалы » Психологические факторы социальной желательности » Методики, направленные на исследование личностных черт

Методики, направленные на исследование личностных черт

В нашем исследовании использовались следующие методики:

1.

Шкала тревожности Спилбергера – Ханина

.

Шкала создана Ч. Д. Спилбергером, которая состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала (STAI:X-1) предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задания второй шкалы (STAI:X-2) направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность как свойство личности.

Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частях опросника различна. Для STAI:X-I: «совершенно верно» (4 балла), «верно» (3 балла), «пожалуй, верно» (2 балла), «совершенно неверно» (1 балл). Для STAI:X-2: «почти никогда» (1 балл), «иногда» (2 балла), «часто» (3 балла), «почти всегда» (4 балла).

Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978). Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы по уровневой выраженности тревожности: от 20 до 34 баллов - низкий уровень тревожности, от 35 до 44 баллов - средний уровень тревожности и выше 46 баллов - высокий уровень тревожности. Опросник широко распространен в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики, и высоко оценивается за компактность и достоверные диагностические данные.

2. Фрайбургский личностный опросник

(Freiburg Personality Inventoru, FPI) – многофакторный опросник личностный для обследования взрослых. Разработка начата Й. Фаренбергом, Х. Зелгом и Р. Гампелом в 1963 г. Опубликован в 1970 г. Вторая и третья редакции изданы в 1973 г. и 1978 г. Опросник содержит высказывания, касающиеся способов поведения, эмоциональных состояний, ориентаций, отношения к жизненным трудностям и т. д. Испытуемый отмечает, «согласен» он с данным высказыванием или « не согласен». Существует 4 формы опросника (А, В, С, К). В нашем исследовании мы использовали форму В, которая содержит 114 высказываний. Работа по адаптации FPI (форма В) проводилась в СпбГУ (Бурлачук – Морозов). Конструкция опросника отличается продуманностью и тщательной поэтапной проверкой психометрических показателей. Результаты опросника характеризуются высокой надежностью и валидностью. Фрайбургский личностный опросник диагностирует следующие факторы:

1. невротичность

2. спонтанная агрессивность

3. депрессивность

4. раздражительность

5. общительность

6. уравновешенность

7. реактивная агрессивность

8. застенчивость

9. открытость

10. экстраверсия – интроверсия

11. эмоциональная лабильность

12. мужественность-женственность (Бурлачук-Морозов)

3.Шкала толерантности к неопределенности Баднера (ТА

S

)

Впервые в России была апробирована методика измерения толерантности к неопределенности в 1998 году Е.Г. Луковицкой. Шкала включает в себя 16 утверждений, которые оцениваются по 7 бальной шкале. Методика содержит шкалу новизны,то есть, толерантность к новым, незнакомым ситуациям и информации, шкалу сложности,которая показывает толерантность к сложной, противоречивой информации, шкалу неразрешимости- отражает толерантность к проблемам, которые трудно разрешимы, например, из-за того, что недостаточно информации. Не очевидны альтернативные решения и т. д. Луковицкая дает достаточную информацию о валидности методики.


Социальная сущность девиантного поведения. Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами. Выделим причины социальных патологий, т.к. именно они являются объектом внимания специалистов по социальной работе. Социально-экономические причины: снижения уровня жизни определенной части населения, особенно восприимчивой к этой ...

Приложение. Вместо предисловия…
Нередки случаи когда педагоги округляют глаза узнав о том, что обучаемые ими дети знают о наркотиках больше них. Педагогов это приводит в ужас! Ребенку, который что то сказал о наркотиках ставится клише “наркоман”. Вся беда в том, что подростки получают эту информацию, как правило, во дворе и из весьма сомнительных источников. Одним из ...

Личностное и эмоциональное развитие
Личностное развитие. Начало раннего возраста связано с "кризисом одного года". Психологическое содержание кризиса состоит в том, что поведение ребенка уже не управляется со стороны внешних воздействий, дети начинают действовать под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений. Саша (1.4.6). В течение месяца Саша н ...