Введение

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути»1

, говорил Вейнвальд Н. И., который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.

«Фазы жизненного пути, писал Леонтьев А. Н., - накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, например, преддошкольное, дошкольное и школьное детство»2

.

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение юноши к окружающей его социальной действительности.

Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с начала XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков, проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие[1].

Отечественные психологи, оценивая важность вышеназванных проблем, сходятся в том, что психика индивида – прижизненное онтогенетическое образование – развивается в процессе сложного взаимодействия биологических и социальных факторов, среди которых решающими являются конкретно-исторические условия общественной жизнедеятельности человека, характер его взаимосвязей и общения с другими людьми. Эти положения впервые были выдвинуты и обоснованы Л.С. Выготским. Возрастная периодизация, предложенная Д.Б. Элькониным, позволяет, характеризуя подростковый возраст, акцентировать внимание не на физическом развитии организма, а на появлении психических новообразований, обусловленных сменой и развитием ведущих типов деятельности.

Однако в подростковом возрасте основной трудностью в проявлении социальной компетентности становится свойственное данному возрасту неумение правильно соотнести свои возможности и притязания с реальными результатами деятельности, общения. Довольно часто подростки демонстрируют неадекватные реакции на неуспех в достижении целей, сопровождающиеся чувством эмоционального неблагополучия. Это обнаруживается в упорном игнорировании неудач при взаимодействии с другими, в чрезмерной настойчивости и нежелании снизить собственные притязания в том или ином виде социальной деятельности. Такие реакции у подростка, как правило, связаны с полным отрицанием мысли о том, что причины неуспеха могут крыться в нем самом, в низком уровне его социальной компетентности; со стремлением обвинить в своих неудачах кого-то другого или ссылкой на объективные обстоятельства, с чувством обиды и восприятием ситуации как несправедливой. Подобный комплекс переживаний и действий подростка приводит к возникновению «аффекта неадекватности».

Данное обстоятельство актуализирует необходимость углубленного изучения особенностей нравственного развития, условий развития объективного отношения растущего человека к себе и другим, к результатам своей социальной деятельности и поведения в социуме.

Таким образом, целью данной курсовой работы является описание нравственного развития, ценностей и мировоззрения в юности.


Развитие мышления
Простые аналогии. Из 32 заданий без помощи исследователя было выполнено 30. Два задания были решены самостоятельно, но вызвали затруднения (№ 22, 25). По просьбе экспериментатора испытуемая объяснила характер затруднения: оказалось, что данные понятия редко встречались в её опыте. Два задания были выполнены неправильно (№ 23,26). Экспе ...

Возникновение речи и языка
Для успешного выполнения действия необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, и познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется развитие речи и языка. Вокруг ...

Характеристика методических основ исследования. Описание диагностической программы
Исследования развития логического мышления проводилось на базе средней школы № 69 г. Тулы, в период с 22 января по 11 февраля 2007г. В исследовании принимали участие ученики 2 класса в количестве 15 человек (учащиеся 8-9 лет, 15 детей из них 9 девочек и 6 мальчиков). Диагностическая программа, целью которой было определение и диагности ...