Раздел 1
Страница 3

С точки зрения роли в общении человека с человеком рассматривается его отражение. Тем самым в классическом трехмерном определении психики – идеальный атрибут субъекта, субъективное отражение объективной действительности, инструмент ориентации в среде – это третий момент, характеризующий место образа в системе взаимосвязей явлений действительности. www.talkbanks.ru

Общение в исходной его форме – это непосредственное взаимодействие двух людей, что называется «лицом к лицу» в диапазоне расстояний, обусловленном разрешающей способностью органов чувств (абсолютными программами). Природа каналов связи определяет специфику «макетов» человека, с которыми люди имеют дело в опосредованном общении. Можно выделить три группы «макетов»: изображения, речевые описания и следы.

Изображения могут быть художественные и технические, статические и динамические, моно- и полимодальные и т. д. Речевые описания, устные или письменные, - это и литературные персонажи, и информация о людях, распространяемая средствами массовой коммуникации, и содержание личных и деловых документов, и суждения людей друг о друге в практике повседневного общения. Следы человека – это и собственно физические признаки присутствия (отпечатки рук, следы обуви) и следы-символы (в отличие от собственно следов они информативны лишь для определенного субъекта), и следы-продукты целенаправленной деятельности, образующие культурную среду обитания людей. Естественно, что общение, опосредованное различными «макетами», возможно при условии наличия опыта непосредственного общения.

Из этого вытекает последовательность становления и развития образа человека у человека.

Сначала возникает первое впечатление. Оно определяет ход сиюминутного общения и выступает как опыт по отношению к последующему восприятию, в частности восприятию реакции объекта на действия субъекта.

Полученные впечатления определяет сам факт наличия контакта: прекращение, или, наоборот, продолжение и развитие. Следующая встреча с объектом опирается на внутреннюю переработку первого впечатления. Возможный результат ее – забывание человека или же включение его в число знакомых (запоминание). При последующих встречах возникают все более определенные ожидания, базирующиеся на синтезе прошлых и актуальных впечатлений. Общаясь с человеком, мы все более детально разбираемся в нем и узнаем уже не только особые приметы, но и черты физического облика, оформления внешности и экспрессии, которые особенно не выделяются и поэтому не бросаются в глаза. И мы начинаем «узнавать» эти отдельные признаки у других людей и тем более в различных «макетах» данного человека, несмотря на возможные отклонения в них от оригинала. Наш образ становится устойчивым (константным) и с точки зрения его собственной внутренней структуры, и с точки зрения его места в системе субъективного опыта. Со временем достаточно бывает даже любого внешнего обстоятельства связанного с данным человеком, чтобы мы представили себе те или иные черты нашего знакомого и его облик в целом. Это может быть местность, погода, какие-нибудь вещи или другие люди, оказавшиеся фоном при восприятии. Опыт воспоминаний, не подкрепляемый впечатлениями новых встреч, ведет к обогащению образа, при котором некоторые черты объекта как бы стираются, а другие, наоборот, становятся более рельефными, абсолютизируются. Так, для большинства взрослых людей давно умершие родители – это большие, сильные люди, безоговорочно добрые, любящие и сердечные. Но могут абсолютизироваться и недостатки: холодность, жестокость, черствость. Эти гипертрофированные черты становятся ведущими в образе и определяют представление о человеке в целом.

Массовое общение увеличивает разнообразие людей, выступающих для нас как объекты отражения, повышают плотность возникновения пространственных контактов в единицу времени (смену впечатлений), расширяет диапазон субъективной значимости отдельных контактов. С точки зрения опосредованности отражения отчетливо проявляются две противоположные тенденции. Во-первых, это дифференциация отдельных ситуаций за счет приобретения самостоятельного значения определенным аспектом отражения. Во-вторых, это интеграция непосредственного и опосредованного, их единство в образе как реальном факте действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психофизиологические основы управления движениями
Двигательная функция как интегральная характеристика двигательных качеств. Комплексный характер проявления физических качеств. Характеристика физического развития человека по состоянию двигательных качеств и компонентам физического развития (рост, вес, жизненный объем легких, простая двигательная реакция, сила кисти, выносливость, проба ...

Диагностика умственного развития
С этих же позиций подходил к разработке тестов и французский психолог А.Бине. Он исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определение понятий ("Что такое стул?", "Что такое лошадь?"). Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в раз ...

Мотивация (определение, связь с потребностями)
Мотива́ция (от lat. "movere") - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация имеет под собой ин ...