Заключение

Рассмотрев такое явление как эмпатия в различных аспектах ее проявления отметим, что в психологической науке изучение эмпатии является сложным многоуровневым процессом, который включает в себя эмоциональные, когнитивные и интуитивные сферы человека.

В данной работе были проанализированы и обобщены уровни развития эмпатии и направленности личности у студентов-психологов в количестве 25 человек, разных по образованию, возрасту и половой принадлежности. www.safepsychology.ru

Применяемые методики исследования подтвердили свою перспективность, а также способность данного подхода выявлять эмпатийных людей.

В результате теоретического исследования изучаемой проблемы как многоаспектного состояния личности в целом подтвердилась актуальность проблемы и необходимость в исследованиях такого понятия как эмпатия.

Эмпатия в иерархии чувств является самым высоким уровнем проявления отношений, а в структуре эмоций – самой важной реакцией. Проведенные исследования позволили понять значимость конкретного параметра в структуре эмпатии (каналы эмпатии) и ее психологические корреляты.

Выявленная в результате эмпирического исследования взаимосвязь: уровень эмпатии и гуманистическая направленность показала непрямую зависимость в следствие недостаточной степени подготовки студентов в общекультурном плане. Данным исследованием подчеркивается необходимость переориентации структуры образования с интеллектуальной на гуманистическую.

Рекомендовано системное систематическое обследование студентов-психологов на предмет определения уровня эмпатии и направленности личности.

Для эмпатийного общения характерно безоценочное принятие друг друга – только после этого наступает психологическая совместимость. Однако эмпатийная проницательность– редкое явление среди людей, что подтверждается проведенными научными исследованиями: «Во многих исследованиях (Г.В. Дъяконов, Ю.Н. Карандышев, А.П. Кемпинский, В.Н. Куницына, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон и др.) замечено, что по мере своего развития человек все более настраивается действовать и в связи с этим всё меньше обращает внимание на то, что чувствует другой человек. Он обращает внимание главным образом на его поведение. Другими словами, в межчеловеческих контактах большую роль играет маска, нежели действительное эмоциональное состояние» (А.А. Бодалев).

Выходом в сложившейся ситуации будет воспитание такого гармонично развитого человека, когда эмпатическое проникновение в другого человека будет являться закономерным результатом развития личности. Наука собрала много подобных эмпирических данных, проводя различные тестирования на проявление эмпатии. Данная дипломная работа вносит свой вклад в эту область научного знания. Но необходимы дальнейшие исследования для более глубокого количественного и качественного анализа этого феномена.


Нравственное сознание личности и его структура
Нравственное сознание, как и сознание в целом, представляет собой сложную многоуровневую и полиструктурную систему. С нашей точки зрения, в структуре нравственного сознания можно выделить два уровня: обыденный и теоретический, которые неправомерно противопоставлять, так как поднимаясь до уровня теоретического сознания, человек не оставл ...

Семишаговая модель переобучения.
На пути к решению проблем — семь шагов: 1 шаг. Осознание того, что нас волнует. На этом шаге необходимо выделить и сформулировать задачу, которую необходимо решить. Для этого надо честно проанализировать и свои внутренние трудности, и проблемы, возникающие при взаимодействии с другими людьми. Какие же это проблемы? Прежде всего это ...

Взаимодействие анализаторов
Взаимодействие анализаторов проявляется прежде всего в том, что поступление сигнала по одному каналу или изменение состояния отдельного анализатора под влиянием внешних факторов приводят к изменению характеристик других анализаторов. Так, чувствительность зрительного анализатора может изменяться под влиянием целого ряда факторов. Многие ...