В течение всего времени взрослый наблюдал за детьми, отмечая все особенности их поведения. После этого дети рассматривали свои рисунки и рисунки товарищей. Потом порядок «очереди» менялся, и рисование продолжалось.
· Ситуация «Игрушка»
В этом эксперименте участвовали 6 детей. В центре большого стола помещалось 6 различных игрушек. Взрослый помогал детям с помощью считалки установить свой порядковый номер – каким по очереди он будет брать свою игрушку. Каждый ребёнок мог выбрать любую игрушку, а потом, когда все игрушки разберут, показать всем любое забавное, оригинальное игровое действие со своей игрушкой. Объяснв суть предстоящей игры, экспериментатор формулировал следующие правила: www.discoverarts.ru
1. игрушку можно брать только по сигналу и в соответствии с тем номером, который достался по считалке
2. когда возьмёшь игрушку, положи её возле себя и подумай, что собираешься с ней делать
3. не показывать и не рассказывать раньше времени, что собираешься делать со своей игрушкой
4. когда подойдёт очередь, покажи, как ты умеешь играть со своей игрушкой
5. действие с игрушкой должно быть новое, интересное, которое ещё никто не показывал
Испытуемым был тот ребёнок, который действовал последним, и, следовательно, дожидался своей очереди примерно 5 минут.
Результаты каждого ребёнка оценивались соответствующим показателем произвольности и осознанности. При подсчёте показателя произвольности центральными моментами были: время, которое ребёнок способен сдерживать своё непосредственное желание, и число нарушений правил действия. Показатель произвольности подсчитывался по формуле:
П = Т/н +1
где Т – время ожидания
н – число нарушений правил
Показатель произвольности подсчитывался после выполнения каждого задания. Суммарный показатель каждогоребёнка представлял собой сумму его показателей по всем 4-м методикам. Максимальный суммарный показатель мог быть равен 30.
Количественный показатель осознанности подсчитывался путём начисления условных баллов за каждый ответ ребёнка в беседе. Он включал три составляющих: осознанность способа действия (по 1 баллу за каждое верно названное правило), осознанность действий партнёра и своих действий (адекватная оценка – 1 балл). Так же правильное воспроизведение позы по всем методикам оценивалось в 1 балл.
Суммарный показатель осознанности для каждого ребёнка подсчитывался путём сложения всех показателей по всем методикам. Максимальный суммарный показатель мог быть равен 46 баллам.
Научно-теоретические основы развития внимания младших школьников в
проблемной ситуации. Особенности развития внимания младших
школьников
Внимание и его физиологические основы. В каждый момент своего бодрствования человек что–то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает [23, 143]. Окружающие нас предметы и явления действуют через органы чувств на мозг, вызывая ощущения, восприятия, представление мысли, чувства и другие психические проце ...
Коллективный труд
Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда
.
При исследовании истории возникновения и развития психики выявляется тот капитальный факт, что возникновение и развитие психики имеет в своей основе усложнение образа жизни живых существ, усложнение их деятельности, которая осуществляе ...
Проективные методики в контексте личного смысла (отечественная психология)
Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии остается остро дискуссионным. Между тем, представляются неверными любые крайности при решении этого чрезвычайно важного вопроса. Сейчас, когда психологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, тем более важно сделать объектом специального исследовани ...
Разделы