В течение всего времени взрослый наблюдал за детьми, отмечая все особенности их поведения. После этого дети рассматривали свои рисунки и рисунки товарищей. Потом порядок «очереди» менялся, и рисование продолжалось.
· Ситуация «Игрушка»
В этом эксперименте участвовали 6 детей. В центре большого стола помещалось 6 различных игрушек. Взрослый помогал детям с помощью считалки установить свой порядковый номер – каким по очереди он будет брать свою игрушку. Каждый ребёнок мог выбрать любую игрушку, а потом, когда все игрушки разберут, показать всем любое забавное, оригинальное игровое действие со своей игрушкой. Объяснв суть предстоящей игры, экспериментатор формулировал следующие правила: www.discoverarts.ru
1. игрушку можно брать только по сигналу и в соответствии с тем номером, который достался по считалке
2. когда возьмёшь игрушку, положи её возле себя и подумай, что собираешься с ней делать
3. не показывать и не рассказывать раньше времени, что собираешься делать со своей игрушкой
4. когда подойдёт очередь, покажи, как ты умеешь играть со своей игрушкой
5. действие с игрушкой должно быть новое, интересное, которое ещё никто не показывал
Испытуемым был тот ребёнок, который действовал последним, и, следовательно, дожидался своей очереди примерно 5 минут.
Результаты каждого ребёнка оценивались соответствующим показателем произвольности и осознанности. При подсчёте показателя произвольности центральными моментами были: время, которое ребёнок способен сдерживать своё непосредственное желание, и число нарушений правил действия. Показатель произвольности подсчитывался по формуле:
П = Т/н +1
где Т – время ожидания
н – число нарушений правил
Показатель произвольности подсчитывался после выполнения каждого задания. Суммарный показатель каждогоребёнка представлял собой сумму его показателей по всем 4-м методикам. Максимальный суммарный показатель мог быть равен 30.
Количественный показатель осознанности подсчитывался путём начисления условных баллов за каждый ответ ребёнка в беседе. Он включал три составляющих: осознанность способа действия (по 1 баллу за каждое верно названное правило), осознанность действий партнёра и своих действий (адекватная оценка – 1 балл). Так же правильное воспроизведение позы по всем методикам оценивалось в 1 балл.
Суммарный показатель осознанности для каждого ребёнка подсчитывался путём сложения всех показателей по всем методикам. Максимальный суммарный показатель мог быть равен 46 баллам.
Функция побуждения (мотивирующая роль эмоций)
Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствует другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включ ...
Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению:
принципы, методы, методики
Понятие «психологическая готовность к обучению в школе» было введено в тезаурус психологической науки достаточно давно.
В 1948 г. А.Н, Леонтьев предложил обозначать этим термином способ ность ребенка успешно перейти от системы дошкольного к начальному школьному образованию. Наиболее существенным компонентом готовности к школе он считал ...
Характеристика методических основ исследования. Описание диагностической программы
Исследования развития логического мышления проводилось на базе средней школы № 69 г. Тулы, в период с 22 января по 11 февраля 2007г. В исследовании принимали участие ученики 2 класса в количестве 15 человек (учащиеся 8-9 лет, 15 детей из них 9 девочек и 6 мальчиков).
Диагностическая программа, целью которой было определение и диагности ...
Разделы