Методы диагностики произвольности поведения
Страница 1

При разработке методических приёмов, выявляющих уровень произвольности поведения, авторы исходили из понимания произвольности, как преодоления сложившихся стереотипных реакций и опосредованности поведения некоторой культурной нормой.

Методика включает в себя 4 экспериментальные ситуации, которые максимально приближены к условиям жизни дошкольников. Каждая ситуация содержит два типа действий: www.cultworld.ru

1. действия по правилу, ограничивающие спонтанную активность ребенка

2. активные, самостоятельные действия, предполагающие творческое начало.

· Ситуация «Сон».

Взрослый подходил к ребёнку, когда тот уже лежит в кровати, готовясь ко сну, и спрашивал: «Ты знаешь, что нужно делать, чтобы быстро уснуть?» Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого формулировал следующие «правила»:

1. лежать не двигаясь и не разговаривать

2. закрыть глаза

3. лечь на бочок и положить руку под щёку

При этом взрослый предлагал ребёнку думать о чём он захочет, только не открывать при этом рот, а рассказать всё потом, когда проснётся.

После этого взрослый отходил в другой конец комнаты и наблюдал за ребёнком в течение 15 мин., отмечая все его движения и характер выполнения правил.

· Ситуация «Конструктор».

Эта ситуация представляла собой игру в стройку, в которой принимало участие два ребёнка. Взрослый показывал обоим детям конструктор и предлагал что-нибудь из него построить. Когда дети выражали готовность начать, взрослый вводил следующие ограничительные правила игры: строить будем по очереди, сначала один, а потом другой. Тот, кто сейчас не строит, а ждёт своей очереди, должен работать «сторожем», он будет охранять детали и выдавать их по одной, когда строитель их попросит. Испытуемым был ребёнок, ожидающий своей очереди.

В результате обсуждения взрослый вместе с детьми формулировал следующие правила:

1. не трогать детали конструктора, пока тебя не попросят их дать

2. не вмешиваться в постройку товарища ь- не помогать и не мешать ему, не давать ему советов

3. детали выдавать только по просьбе строителя

4. выдавать детали конструктора только по одной

Определённые требования предъявлялись и к строителю. Он мог строить всё, что хотел, но при этом использовать все детали конструктора и просить их у своего партнёра по одной, а не хватать самому руками.

Испытуемого просили не только самому выполнять все правила игры, но и следить, правильно ли действует его партнёр.

После 5 минут такой игры дети менялись ролями, и сторож становился строителем.

· Ситуация «Рисунок»

В эксперименте участвовало шесть детей, у каждого из них лист бумаги и один на всех набор карандашей. Взрослый предлагал детям нарисовать, что и как они хотят, но так, чтобы вовремя начать и закончить свой рисунок (показателем времени служили песочные часы). Каждому ребёнку отводилась на рисунок 1 минута. Рисовали дети по очереди, и шестой по очереди ребёнок (он и был испытуемым) ждал своей очереди 5 минут.

Таким образом дети должны были соблюдать следующие правила:

1. не трогать листок бумаги, который лежит перед ними

2. не брать раньше времени карандаши

3. не мешать тем, кто рисует, не торопить, и не давать советы

4. начать рисовать сразу,как только подойдёт очередь

5. закончить рисунок сразу, как только весь песок в часах высыпется

Страницы: 1 2


Конфликты (Определение, стадии, положительные и отрицательные
Конфликт - столкновение двух или более сторон, по поводу реального или воображаемого ущемления интересов кого бы то ни было из участников конфликта в прошлом, настоящем или будущем. Конфликты это обычная часть жизни. Стадии конфликта: Разногласие, Противостояние (конфронтация), Эскалация (нарастание напряжения), Вершина конфликта, Спа ...

Своеобразие развития психики умственно отсталого ребёнка
Психология занимается изучением своеоб­разия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависи­мости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта. ...

Характеристика речи
Положение, что языку принадлежит совершенно исключительная роль в развитии познавательных процессов человека, имеет давнюю историю. Вероятно, впервые в наиболее в наиболее ясной форме оно было высказано Гоббсом. Без речи, считал он, ни суждение, ни мышление не могли быть развиты до такой степени, чтобы отличать человека от всех других ж ...