Методы диагностики произвольности поведения
Страница 1

При разработке методических приёмов, выявляющих уровень произвольности поведения, авторы исходили из понимания произвольности, как преодоления сложившихся стереотипных реакций и опосредованности поведения некоторой культурной нормой.

Методика включает в себя 4 экспериментальные ситуации, которые максимально приближены к условиям жизни дошкольников. Каждая ситуация содержит два типа действий: www.cultworld.ru

1. действия по правилу, ограничивающие спонтанную активность ребенка

2. активные, самостоятельные действия, предполагающие творческое начало.

· Ситуация «Сон».

Взрослый подходил к ребёнку, когда тот уже лежит в кровати, готовясь ко сну, и спрашивал: «Ты знаешь, что нужно делать, чтобы быстро уснуть?» Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого формулировал следующие «правила»:

1. лежать не двигаясь и не разговаривать

2. закрыть глаза

3. лечь на бочок и положить руку под щёку

При этом взрослый предлагал ребёнку думать о чём он захочет, только не открывать при этом рот, а рассказать всё потом, когда проснётся.

После этого взрослый отходил в другой конец комнаты и наблюдал за ребёнком в течение 15 мин., отмечая все его движения и характер выполнения правил.

· Ситуация «Конструктор».

Эта ситуация представляла собой игру в стройку, в которой принимало участие два ребёнка. Взрослый показывал обоим детям конструктор и предлагал что-нибудь из него построить. Когда дети выражали готовность начать, взрослый вводил следующие ограничительные правила игры: строить будем по очереди, сначала один, а потом другой. Тот, кто сейчас не строит, а ждёт своей очереди, должен работать «сторожем», он будет охранять детали и выдавать их по одной, когда строитель их попросит. Испытуемым был ребёнок, ожидающий своей очереди.

В результате обсуждения взрослый вместе с детьми формулировал следующие правила:

1. не трогать детали конструктора, пока тебя не попросят их дать

2. не вмешиваться в постройку товарища ь- не помогать и не мешать ему, не давать ему советов

3. детали выдавать только по просьбе строителя

4. выдавать детали конструктора только по одной

Определённые требования предъявлялись и к строителю. Он мог строить всё, что хотел, но при этом использовать все детали конструктора и просить их у своего партнёра по одной, а не хватать самому руками.

Испытуемого просили не только самому выполнять все правила игры, но и следить, правильно ли действует его партнёр.

После 5 минут такой игры дети менялись ролями, и сторож становился строителем.

· Ситуация «Рисунок»

В эксперименте участвовало шесть детей, у каждого из них лист бумаги и один на всех набор карандашей. Взрослый предлагал детям нарисовать, что и как они хотят, но так, чтобы вовремя начать и закончить свой рисунок (показателем времени служили песочные часы). Каждому ребёнку отводилась на рисунок 1 минута. Рисовали дети по очереди, и шестой по очереди ребёнок (он и был испытуемым) ждал своей очереди 5 минут.

Таким образом дети должны были соблюдать следующие правила:

1. не трогать листок бумаги, который лежит перед ними

2. не брать раньше времени карандаши

3. не мешать тем, кто рисует, не торопить, и не давать советы

4. начать рисовать сразу,как только подойдёт очередь

5. закончить рисунок сразу, как только весь песок в часах высыпется

Страницы: 1 2


Диагностика умственного развития
С этих же позиций подходил к разработке тестов и французский психолог А.Бине. Он исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определение понятий ("Что такое стул?", "Что такое лошадь?"). Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в раз ...

Развитие метода тестов
Гальтон называл испытания, проводившиеся в его антропометрической лаборатории, умственными тестами. Термин «тест» приобрел вскоре такую популярность, как никакое другое психологическое понятие. Он вошел в широкий оборот после статьи Кеттелла "Умственные тесты и измерения", опубликованной в 1890 году в журнале "Mind" ...

Специфика супружеского конфликта
Существует множество современных определений и толкований конфликта: КОНФЛИКТ - (от лат. «conflictus» - столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1/ либо противоречивые позиции сторон по какому – либо пов ...