Для исследования семантического пространства была использована методика "Семантический дифференциал" Ч.Осгуда. Испытуемым предлагалось оценить понятия "женщина", "мужчина", "мама", "папа", "любовь", "секс", "мое настоящее", "мое будущее", "успех", "неудача", "я", "я в будущем" по 12 парным качествам. При этом каждые 4 качества соответствовали одному из параметров оценки коннатативного значения понятия: оценке, силе, активности. www.edumask.ru
Первичная обработка результатов заключалась в подсчете средних значений и стандартных отклонений параметров оценки, силы и активности для каждого понятия.
Затем был произведен расчет мер различия между параметрами оценки, силы и активности по каждому понятию в группах юношей и девушек с использованием t-критерия Стьюдента.
Следующим этапом обработки стал подсчет коэффициентов корреляции между всеми предъявляемыми понятиями по параметрам оценки, силы и активности.
Результаты.
Расчет мер различия между параметрами оценки, силы и активности по каждому понятию в группах юношей и девушек с использованием t-критерия Стьюдента показал, что между юношами и девушками существуют различия
· на уровне значимости p≤0,001 - в оценке понятий "женщина" и "неудача" (понятие "женщина" выше оценивается девушками, понятие "неудача" - юношами); в силе понятий "женщина", "мужчина", "неудача", "я в будущем" (понятия "женщина", "неудача", "я в будущем" по параметру силы выше оцениваются юношами, понятие "мужчина" - девушками); активности понятий "любовь" и "секс" (выше оценивается юношами);
· на уровне значимости p≤0,01 - в оценке понятий "папа" и "секс" (понятие "папа" выше оценивают девушки, понятие "секс" - юноши); в силе понятия "мое будущее" (сила данного понятия выше оценивается юношами); в активности понятий "мое будущее", "успех" и "неудача" (активность понятий "мое будущее и успех выше оценивают девушки, понятия "неудача" - юноши);
· на уровне значимости p≤0,05 – в силе понятий "мама", "успех", "я" (сила понятий "мама" и "я в будущем" выше оценивается юношами, сила понятия "успех" - девушками); в активности понятия "я в будущем" (выше оценивается девушками).
Обобщая полученные результаты с данными о корреляционной взаимосвязи между изучаемыми понятиями можно выделить следующие особенности семантического пространства юношей и девушек.
Так как предметом нашего исследования является структура представлений о романтических отношениях в зависимости от показателей социального климата в родительской семье, то основное внимание в анализе семантического пространства мы уделили изучению понятий "любовь" и "секс" как основным составляющим романтических отношений, рассмотрению их взаимосвязей с другими понятиями.
Понятие "любовь" как юношами, так и девушками оценивается положительно, в его оценке не установлено достоверных различий между двумя группами. При этом в обеих группах оценка понятия "любовь" коррелирует с оценкой понятий "секс" и "мое настоящее". То есть как для юношей, так и для девушек положительное отношение к своему настоящему во многом определяется тем, насколько высоко они оценивают понятия любви и секса.
Экспериментальная часть.
В исследовании использовались 2 методики:
опросник на оценку стиля управления, состоящий из 60 вопросов, на которые предлагается ответить утвердительно или отрицательно. Подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в ключ-таблицу, можно определить степень выраженности авторитарного, пассивного или демократического стиля управ ...
Основные психологические характеристики детей
дошкольного возраста из полных и неполных семей. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей
В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ. Восприятие отличается от ощущений также и тем, что 1) возможно одинаковое восприятие двух разных ощущений и 2) возможно разное восприятие одного и того же ощущения [11 c. 28]. Пример изменения восприятия при неизменно ...
Ситуационная модель руководства Фидлера.
Модель Фидлера
явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя.[4] Этими факторами являются:
1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руково ...
Разделы