Общение
— сплошной многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает в себя обмен общей информацией, стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого.
Субъектами общения являются люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом. ru.musictext.net
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения
— информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.
В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д.
Цель общения
отвечает на вопрос: «Ради чего человек вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения
— способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения. Таким образом, схематически структуру общения можно представить так:
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Что должен помнить психолог и знать клиент для установления контакта?
В работе психологов-консультантов и психотерапевтов существует ряд этических принципов и требований, следование которым является обязательным. В основе этических принципов лежит набор моральных предписаний, задающих ориентиры корректного поведения специалиста. Каждый человек имеет определенные жизненные ценности и установки. Ценности – ...
Теоретические аспекты развития супружеских отношений. Типы
супружеских отношений и профили брака
Часто мы говорим «счастливые жених и невеста», нередко читаем на страницах книг «они прожили жизнь в счастливом союзе». Но существуют ли какие-то критерии счастливого супружества и, что оказывает влияние на их изменения?
Отношения к браку и семье претерпело в процессе исторического развития множество метаморфоз. Однако, пока структура ...
Профессиограмма
клинического психолога
1.Что делают клинические психологи.
В чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что).
Задача клинического психолога – не только забота о здоровье человека, но и создание оптимальных условий его жизнедеятельности. Объект клинического психолога является человек с трудностями адаптации и саморазвития, связан ...



Разделы