В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Общение как таковое становится возможным лишь в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Реконструкция внутреннего мира человека — задача сложная. Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поступки и поведение, но для того, чтобы понять, что представляют собой люди, приходится проделать определенную работу. Сам по себе отдельный поступок однозначно не связан с внутренним психологическим планом, поэтому межличностное восприятие превращается в решение психологической задачи.
Взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.
Исходя из этого, перцептивный аспект
общения — это восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. В психологической литературе исследования социальной перцепции были в значительной мере освещены Г. М. Андреевой.
Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема:
Схема включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.
1. В первом случае субъектом восприятия выступает индивид (
И),
который может воспринимать:
— другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1);
— другого 9 индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2);
— свою собственную группу (3);
— «чужую» группу (4).
Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.
2. Во втором случае в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа
(Г). Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить:
— восприятие группой своего собственного члена (5);
— восприятие группой представителя другой группы (6);
— восприятие группой самой себя (7);
— восприятие группой в целом другой группы (8).
Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению.
Развитие аффективной сферы у детей школьного
возраста
Основные моменты развития чувств в школьном возрасте заключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во вн ...
Управление (руководство) коллективом.
Управление – направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие «управление» относится как к техническим, так и к социальным системам. Руководство же есть частный случай управления. Его основные отличия в том, что руководство
...
Социальная сущность девиантного поведения. Характеристика
понятия «девиантное» поведение, основные его причины
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами. Выделим причины социальных патологий, т.к. именно они являются объектом внимания специалистов по социальной работе.
Социально-экономические причины: снижения уровня жизни определенной части населения, особенно восприимчивой к этой ...
Разделы