В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Общение как таковое становится возможным лишь в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Реконструкция внутреннего мира человека — задача сложная. Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поступки и поведение, но для того, чтобы понять, что представляют собой люди, приходится проделать определенную работу. Сам по себе отдельный поступок однозначно не связан с внутренним психологическим планом, поэтому межличностное восприятие превращается в решение психологической задачи.
Взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.
Исходя из этого, перцептивный аспект
общения — это восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. В психологической литературе исследования социальной перцепции были в значительной мере освещены Г. М. Андреевой.
Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема:
Схема включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.
1. В первом случае субъектом восприятия выступает индивид (
И),
который может воспринимать:
— другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1);
— другого 9 индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2);
— свою собственную группу (3);
— «чужую» группу (4).
Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.
2. Во втором случае в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа
(Г). Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить:
— восприятие группой своего собственного члена (5);
— восприятие группой представителя другой группы (6);
— восприятие группой самой себя (7);
— восприятие группой в целом другой группы (8).
Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению.
Влияние уровня
сформированности норм эстетического поведения у подростка на его положение в
коллективе
Безусловным является тот факт, что степень сформированности норм эстетического поведения у подростка влияет на его положение в коллективе.
Такое положение дел объясняется тем, что именно эстетика формирует у подростка определенные нормы поведения, основанные на фундаментальных эстетических категориях.
Секрет красоты – это секрет жизни ...
Классификация конфликтов (игр)
В качестве первого классификационного признака возьмем множество коалиций интересов Âи. Если это множество пусто, то конфликт вырождается в явление, в исходах которого никто не заинтересован. Математические модели такого рода явлений составляют содержание традиционной описательной математики.
Если множество Âu состоит из ед ...
Характер
Использован опросник Леонгарда-Шмишека.
Рис. 1 - Выраженность акцентуаций
У данного испытуемого обнаружено четыре акцентуации (возбудимый, эмотивный, экзальтированный, циклотимный). Обнаруженные акцентуации во многом противоречат тесту Айзенка и наблюдаемому поведению. Это может быть как свидетельством противоречивости личности испы ...
Разделы