Материалы » Психология профессионального общения юристов » Психологические особенности и основы эффективности профессионального общения юристов.

Психологические особенности и основы эффективности профессионального общения юристов.
Страница 2

При непосредственном наблюдении за человеком предметом психического "чтения" являются его вербальные и невербальные акты поведения:

- речь, ее содержание, направленность, логичность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики;

- выразительные движения, мимика и пантомимика, жесты, экспрессия лица, глаз, тела;

- движения, перемещения и позы человека, дистанция между людьми, сближение, соприкосновение;

- физическое воздействие на другого человека /касание, похлопывание, поглаживание, поддержка, совместные действия, отталкивание, толчки, удары и т.п./.

Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика человека: особенностей его одежды и манеры одеваться, аккуратность в ношении одежды, следование или игнорирование моды, подражание в ношении одежды другим людям /часто выдающимся артистам, спортсменам, политикам и др./ и т.д.

Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления его соответствующего портрета необходимо подвергнуть анализу:

- особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности и т.п.),

- внешний вид (особенности одежды, прически, наличие татуировок и т.п.),

- динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфика обращения людей друг к другу, наличие кличек, эмоционального тона обращения и т.п.),

- динамику личного поведения человека и степень его участия в криминальных действиях.

При общении с людьми, находящимися в "опасных" состояниях /алкогольное или наркотическое опьянение, отклонение от психической нормы поведения/ чрезвычайно важно контролировать внешние параметры поведения, так как по ним можно определить мотивацию /порой неосознаваемую/ их дальнейших действий.

Эффективность профессионального общения определяется также степенью соответствия реальных психологических портретов взаимодействующих лиц эталонным образам-представлениям о требованиях, предъявляемых к их личности и деятельности на конкретной должности.

При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка лица целесообразно ориентироваться на анализ следующих параметров личности:

- направленность /потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы/;

- операциональные особенности поведения /знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения/;

- качества, выражающие отношения к различным сторонам действительности;

- психологические свойства и процессы /особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности/;

-социально-психологические особенности поведения /социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и работы, культура коммуникативного поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности/;

- биопсихические свойства /темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства/.

Основными способами построения психологического портрета в процессе профессионального общения могут выступать: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.

Эмпатия как способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.

Рефлексия основывается на познании и оценке работником органов правопорядка своей позиции и размышлениях о позиции другого человека, ходе его мыслей, его ближайших и перспективных планов поведения.

Стереотипизация строится на основе переноса выявленных в практике сотрудника типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения.

Индивидуализация - способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого находится выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков.

Второй этап профессионального общения характеризуется действиями работника органов правопорядка, направленных на создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшей предпосылкой эффективного общения является выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с работником органов правопорядка человека и опора на нее в процессе непосредственного контакта.

Страницы: 1 2 3 4 5


Повторное анкетирование
В течение двух месяцев нами был реализован психопрофилакический комплекс “Твой Выбор” (см. Приложение). После его проведения было проведено повторное анкетирование. Уровень первичной наркотизации составил 18 % , что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Программа психопрофилактического комплекса “Твой Выбор”. № ...

Виды ощущения
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма). Зрительные ощущения являются отражением как ахроматических (бел ...

Описание контрольного этапа исследования
После проведения коррекционно-развивающей работы с детьми были проведены те же методики что и на констатирующем этапе исследования. Результаты контрольного этапа исследования представлены в сводной таблице. Таблица 2 Сводная таблица результатов контрольного этапа исследования № Имя Фамилия Методики 1 2 3 4 ...