Зависимость запоминания от характера деятельности с запоминаемым материалом ясно выявлена в другой серии опытов. Оказалось, что эффект запоминания теснейшим образом зависит от характера действий, в результате которых осуществляется запоминание: то что является объектом специально целенаправленных действий, запоминается значительно лучше по сравнению с тем, что служит объектом уже достаточно автоматических операций.
Другие же опыты показали, что запоминание материала включенного в активную деятельность в качестве только ее отправного пункта и данного поэтому в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно в результате активной деятельности.
О том же говорят данные работ других психологов, в частности А.И. Леонтьева и Т.В. Розановой [1951], и исследования Т.В. Розановой [1959].В результате опытов выявлена определяющая роль в запоминании действий, а именно ориентировочных действий в соответствии с задачей, которая должна быть решена. Существенное влияние имеет также факт подкрепления или неподкрепления определенных связей, что опять-таки связано с ориентировкой в результате действий.
Итак, все выше сказанное указывает на действие
с тем, что должно стать объектом запоминания, как на важнейшее условие непроизвольного запоминания.
В опытах проведенных А.А. Смирновом и его коллегами наблюдается одна и та же закономерность: с возрастом показатель эффективности непроизвольного запоминания относительно уменьшается. Как же можно это объяснить?
В первую очередь это объясняет закономерность, выявленная раньше: продуктивность непроизвольного запоминания определяется, прежде всего, степенью интеллектуальной активности, необходимой для выполнения деятельности. Другими словами, взрослые в силу умственного развития прилагают меньше усилий для более простой деятельности, чем дети, что и приводит к меньшему вниманию к материалу. Это еще раз доказывает важность высокой степени интеллектуальной активности для непроизвольного запоминания и составляет основу его преимущества над произвольным при определенных условиях.
Дальнейшие исследования данного вопроса различными отечественными психологами привели к подтверждению выше указанного положения.
При исследованиях воздействия похвалы и поощрения на обучение, психолог Э.Харлок обнаружил, что продуктивность в «похвальной» группе была выше, чем в контрольных. Также велись опыты на изучение отрицательного действующего сигнала (удар электротоком). В итоге выяснилось, что его применение повышает продуктивность, если подается при неправильных действиях (в опытах по овладению двигательными навыками).
Влияние соревнований ( исследования В.Симс и Дж.Маллера) оказалось большим в случае личностного первенства.
Безусловно, неправомерность обобщения данных этих результатов очевидна, т.к. в них не были учтены культурно-общественные, образовательно-исторические моменты влияния.
Было проведено также множество других исследований влияния различных факторов, выступающих как мотивы.
Следует заметить, что во всех исследованиях не учитывался такой параметр, играющих важную роль, как уровень притязаний испытуемых. Из выше сказанного вытекает, что степень воздействия мотивов в свою очередь зависят от содержания и характера деятельности, в которых мотивы проявляют побудительную силу. Сам мотив не может определить характер деятельности и тем более продуктивность.
Идеал супруг. Зависимость представлений мужчины об
идеальной жене
С незапамятных времен человечество стремится создать представление об идеальной женщине. Каждая эпоха и каждое общество предлагает свой вариант красоты внешней и внутренней.
В библейской "Песне песней" влюбленный так хвалит свою возлюбленную: "Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои – как стадо ...
Общие принципы описания агрессивного поведения у
современных подростков. Типология
агрессивного поведения
Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта — инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос, проявляющееся, в частности, в сексуальном влечении) и инстинкт смерти (Танатос — начало разрушительное, с которым и связывается агрессивность). Эти ...
Результаты четырех этапов исследования
На первом этапе исследования проводилась диагностика агрессивности ребенка дошкольного возраста из полных и неполных семей при помощи анкеты «Критерии агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
В исследовании принимало участие 23 ребенка 6-7 лет дошкольного возраста: 12 из неполных семей и 11 из полных семей.
Полученные ...
Разделы