Материалы » Профессия клинического психолога » Образ психолога в сознании населения

Образ психолога в сознании населения

В определении профессионально значимых качеств психолога наряду с профессиональной компетентностью необходимо учитывать его личностные особенности. Пациент, зачастую не замечая профессиональности психолога, обращает внимание в первую очередь на позицию, занимаемую психологом относительно него, проявление личностных качеств консультанта. Таким образом, личностные характеристики психолога становятся важным профессиональным звеном его деятельности, и определение места той или иной особенности принимает роль ведущей исследовательской задачи.

Исходя из этого, было проведено исследование, в котором приняли участие 51 испытуемых, отобранных случайным способом, с целью выявления личностных особенностей «идеального» (в сознании потенциальных пациентов) психолога. Методологической основой исследования явилось рассмотрение профессии психолога в категории «человек-человек» (по Е.А.Климову).

Возраст исследуемых колебался от 16 до 58 лет и составил в среднем 26,29+1,53 лет. Среди всех исследованных женщины составили 74,5%, мужчины – 25,5%. По социальной принадлежности испытуемые относились к студентам, аспирантам и преподавателям. В качестве инструмента исследования использовалась адаптированная к условиям нашей страны методика Т.Лири (Л.Н.Собчик) – методика Диагностики межличностных отношений ДМО, которая позволяет изучать широкий спектр социально-психологических особенностей личности.

Испытуемым предлагалось ответить на вопрос о том, каким он представляет себе «идеального» психолога. Полученные результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики.

Анализ результатов исследования показал, что в сознании потенциальных пациентов психолог-профессионал должен обладать следующими личностными качествами (расположены в порядке убывания представленности):

1) ответственный великодушный - 7,5+0,52 баллов;

2) сотрудничающий конвенциальный – 7,47+0,42 баллов;

3) властный лидирующий – 7,17+0,37баллов;

4) независимый доминирующий – 5,47+0,26 баллов;

5) прямолинейный агрессивный – 5,21+0,34 балл;

6) покорный застенчивый – 4,11+0,32 баллов;

7) зависимый послушный – 3,86+0,41 баллов;

8) недоверчивый скептический – 2,56+0,37 баллов.

Как видно из приведенных данных, на первый план в образе идеального психолога испытуемые выдвигают черты деликатности, отзывчивости, заботливости, доброты, способность вселять уверенность, способность к сотрудничеству, доброжелательность, общительность, любезность в обхождении и тому подобное. Не желательными для психолога отмечают черты недоверия, скептицизма, обидчивости, озлобленности, ревнивости, а так же легкой подчиняемости, уступчивости, покладистости, неуверенности в себе, робости и так далее.

Таким образом, получены некоторые ориентиры, которые необходимо учитывать психологу в процессе своей профессиональной деятельности: это, прежде всего деликатность в обхождении, ободряющий тон, терпимость в оценке пациента, а также дружелюбие, внимательность и любезность. Однако при этом следует уметь при необходимости настоять на своем и пользоваться уважением у пришедшего к нему человека1.


Описание контрольного этапа исследования
После проведения коррекционно-развивающей работы с детьми были проведены те же методики что и на констатирующем этапе исследования. Результаты контрольного этапа исследования представлены в сводной таблице. Таблица 2 Сводная таблица результатов контрольного этапа исследования № Имя Фамилия Методики 1 2 3 4 ...

Введение:
Эмоции- особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами., и отражающих форму непосредственного переживания( радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические су­бъективные переживания поро ...

Психология речи
С психологической точки зрения основными характеристиками речи являются: продуктивное (порой творческое) оперирование семантикой (содержательно-семантическая наполненность языковых форм); использование материала усвоенных языков (включение вербальной памяти); возможность «выводить наружу» (произносить, писать и др.) сформированный речев ...