Материалы » Профессия клинического психолога » Образ психолога в сознании населения

Образ психолога в сознании населения

В определении профессионально значимых качеств психолога наряду с профессиональной компетентностью необходимо учитывать его личностные особенности. Пациент, зачастую не замечая профессиональности психолога, обращает внимание в первую очередь на позицию, занимаемую психологом относительно него, проявление личностных качеств консультанта. Таким образом, личностные характеристики психолога становятся важным профессиональным звеном его деятельности, и определение места той или иной особенности принимает роль ведущей исследовательской задачи.

Исходя из этого, было проведено исследование, в котором приняли участие 51 испытуемых, отобранных случайным способом, с целью выявления личностных особенностей «идеального» (в сознании потенциальных пациентов) психолога. Методологической основой исследования явилось рассмотрение профессии психолога в категории «человек-человек» (по Е.А.Климову).

Возраст исследуемых колебался от 16 до 58 лет и составил в среднем 26,29+1,53 лет. Среди всех исследованных женщины составили 74,5%, мужчины – 25,5%. По социальной принадлежности испытуемые относились к студентам, аспирантам и преподавателям. В качестве инструмента исследования использовалась адаптированная к условиям нашей страны методика Т.Лири (Л.Н.Собчик) – методика Диагностики межличностных отношений ДМО, которая позволяет изучать широкий спектр социально-психологических особенностей личности.

Испытуемым предлагалось ответить на вопрос о том, каким он представляет себе «идеального» психолога. Полученные результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики.

Анализ результатов исследования показал, что в сознании потенциальных пациентов психолог-профессионал должен обладать следующими личностными качествами (расположены в порядке убывания представленности):

1) ответственный великодушный - 7,5+0,52 баллов;

2) сотрудничающий конвенциальный – 7,47+0,42 баллов;

3) властный лидирующий – 7,17+0,37баллов;

4) независимый доминирующий – 5,47+0,26 баллов;

5) прямолинейный агрессивный – 5,21+0,34 балл;

6) покорный застенчивый – 4,11+0,32 баллов;

7) зависимый послушный – 3,86+0,41 баллов;

8) недоверчивый скептический – 2,56+0,37 баллов.

Как видно из приведенных данных, на первый план в образе идеального психолога испытуемые выдвигают черты деликатности, отзывчивости, заботливости, доброты, способность вселять уверенность, способность к сотрудничеству, доброжелательность, общительность, любезность в обхождении и тому подобное. Не желательными для психолога отмечают черты недоверия, скептицизма, обидчивости, озлобленности, ревнивости, а так же легкой подчиняемости, уступчивости, покладистости, неуверенности в себе, робости и так далее.

Таким образом, получены некоторые ориентиры, которые необходимо учитывать психологу в процессе своей профессиональной деятельности: это, прежде всего деликатность в обхождении, ободряющий тон, терпимость в оценке пациента, а также дружелюбие, внимательность и любезность. Однако при этом следует уметь при необходимости настоять на своем и пользоваться уважением у пришедшего к нему человека1.


Описание развивающей программы
Целью коррекционно-развивающей программы: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игр. Программа проводилась в течении 2 месяцев с группой из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек 8-9 лет). Занятия проводились 1 раз в неделю по 30-35 минут. Занятие №1 Приветствие. Упр.1. Лабиринты Цель: задания на ...

Взаимодействие как организация совместной деятельности
Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отечественной психологической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологич ...

Влияние имиджа делового человека
Имидж – некий образ, который человек, его «я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации. С одной стороны, мы стараемся, дать информацию окружающим, с другой – преследуем какие-то свои определенные цели. Имидж - это реальное или воображаемое представление о фирме - складывает из фирменного стиля, который, в свою очередь, вклю ...