Использование социометрии позволяет определить статус того или иного подростка в группе для последующей коррекционной работы с целью снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. www.transpobrand.ru
Процедура исследования следующая: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы.
Перед началом исследования подросткам давалась следующая инструкция. «Здравствуйте, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание. У вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?» .
Простейшими способами количественной обработки полученной информации является социометрическая таблица, в которую заносятся результаты всех анкет, суммируется количество выборов, который получил каждый подросток и делается вывод о его статусе в группе и проводится общий анализ уровня взаимоотношений в классе.
Данные, полученные в ходе тестирования подростков, с помощью методики изучения ценностных ориентации М. Рокича приведены в таблицах. Таблица 2.1 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в экспериментальном классе на констатирующем этапе экспериментальной работы (см. Приложение 1). .
Полученные результаты показывают, что в данном классе 93 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 28 чел .= 85 %) и только 7 % (100 % : 30 чел. х 2 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.
Таблица 2.2 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в контрольном классе на констатирующем этапе экспериментальной работы (см. Приложение 2)
Полученные результаты показывают, что в данном классе 85 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 27 чел. = 85 %) и только 15 % (100 % : 30 чел. х 4 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.
Результаты, исследования, полученные в контрольном и экспериментальном классах отражены на рис. 2.1 (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1 Структура ценностных ориентаций подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе экспериментальной работы
Таким образом, как в контрольном, так и в экспериментальном классах большинство подростков ориентированы на инструментальные ценности , т. е. на ценности - средства, что свидетельствует о недостаточном уровне развития морально–этической сферы подростков, что безусловно сказывается и на эстетике их поведения .
Результаты, полученные в процессе изучения состояния взаимоотношений подростков экспериментального и контрольного классов с помощью метода социометрии, приведены в таблицах (см. табл. 2.3, табл. 2.4).
Таблица 2.3
Результаты изучения взаимоотношений подростков экспериментального класса с помощью методики социометрии на констатирующем этапе эксперимента
|
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Всего |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||||||||||||||||||||
|
2 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
|
3 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
|
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||||||||||||||||||||
|
5 |
+ |
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
|
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||||||||||||||||||||||
|
7 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
|
8 |
+ |
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
|
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | ||||||||||||||||||||||||
|
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 | |||||||||||||||||||
|
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
12 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 | |||||||||||||||||||||
|
15 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
16 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
17 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
|
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||||||||||||||||||||
|
19 |
+ |
+ |
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
|
20 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||||||||||||||||||||
|
21 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||||||||||||||||||||
|
22 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
23 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
24 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
25 |
+ |
+ |
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
|
26 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
27 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
|
28 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
29 |
+ |
+ |
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
|
30 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Классификация групп
Показательно, что содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельности, количество и характер взаимосвязей ее участников являются главными основаниями классификации групп. По числу участников («размеру») различают малые и большие группы, по непосредственности взаимодействия и взаимоот ...
Основные положения психологии
труда.
Прежде чем начинать анализ профессии клинического психолога, я сочла необходимым обратиться к базовым положениям подобного структурного анализа. Изучая любую профессию невозможно обойти вниманием те принципы, на которых строятся профессии в целом, а также и трудовая деятельность в самом широком смысле. ...
Влияние эмоций на деятельность человека.
С давних пор известны случаи, когда под влиянием эмоций человечество что – то создавало, придумывало. Творчество – это один из способов выражения своих эмоций. И оно отражает внутренний мир человека. На своем примере я хотел бы раскрыть суть своего творчества, его характер.
С раннего детства в моей жизни было много красок, эмоций, как ...



Разделы