Использование социометрии позволяет определить статус того или иного подростка в группе для последующей коррекционной работы с целью снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. www.transpobrand.ru
Процедура исследования следующая: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы.
Перед началом исследования подросткам давалась следующая инструкция. «Здравствуйте, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание. У вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?» .
Простейшими способами количественной обработки полученной информации является социометрическая таблица, в которую заносятся результаты всех анкет, суммируется количество выборов, который получил каждый подросток и делается вывод о его статусе в группе и проводится общий анализ уровня взаимоотношений в классе.
Данные, полученные в ходе тестирования подростков, с помощью методики изучения ценностных ориентации М. Рокича приведены в таблицах. Таблица 2.1 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в экспериментальном классе на констатирующем этапе экспериментальной работы (см. Приложение 1). .
Полученные результаты показывают, что в данном классе 93 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 28 чел .= 85 %) и только 7 % (100 % : 30 чел. х 2 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.
Таблица 2.2 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в контрольном классе на констатирующем этапе экспериментальной работы (см. Приложение 2)
Полученные результаты показывают, что в данном классе 85 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 27 чел. = 85 %) и только 15 % (100 % : 30 чел. х 4 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.
Результаты, исследования, полученные в контрольном и экспериментальном классах отражены на рис. 2.1 (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1 Структура ценностных ориентаций подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе экспериментальной работы
Таким образом, как в контрольном, так и в экспериментальном классах большинство подростков ориентированы на инструментальные ценности , т. е. на ценности - средства, что свидетельствует о недостаточном уровне развития морально–этической сферы подростков, что безусловно сказывается и на эстетике их поведения .
Результаты, полученные в процессе изучения состояния взаимоотношений подростков экспериментального и контрольного классов с помощью метода социометрии, приведены в таблицах (см. табл. 2.3, табл. 2.4).
Таблица 2.3
Результаты изучения взаимоотношений подростков экспериментального класса с помощью методики социометрии на констатирующем этапе эксперимента
|
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Всего |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||||||||||||||||||||
|
2 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
|
3 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
|
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||||||||||||||||||||
|
5 |
+ |
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
|
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||||||||||||||||||||||
|
7 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
|
8 |
+ |
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
|
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | ||||||||||||||||||||||||
|
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 | |||||||||||||||||||
|
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
12 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 | |||||||||||||||||||||
|
15 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
16 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
17 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
|
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||||||||||||||||||||
|
19 |
+ |
+ |
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
|
20 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||||||||||||||||||||
|
21 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||||||||||||||||||||
|
22 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
23 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
24 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
25 |
+ |
+ |
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
|
26 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
27 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
|
28 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
29 |
+ |
+ |
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
|
30 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Преувеличение острых углов.
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол.
Возможно также, острый угол увеличивается по причине об ...
Рекомендации по управлению конфликтами
1.
Надо знать, как развивается конфликт, знать его этапы.
2.
Следует выяснить скрытые и явные причины конфликта, определить, что действительно является главной причиной, главным предметом разногласий и претензий.
3.
Необходимо определить проблему в категориях целей, а не решений, проанализировать не столько различные позиции, сколь ...
Рефлекторный характер речевой деятельности.
Давно уже доказано экспериментально, что если человеку предложить мысленно представить себе какой-нибудь двигательный акт, тотчас же меняется функциональное состояние соответствующих мышц, их кровенаполнение, а нередко появляются и еле уловимые элементы этого акта. Нечто подобное происходит и в том случае, когда человек мысленно, т.е. п ...



Разделы