Материалы » Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников » Экспериментальная проверка влияния уровня сформированности эстетических норм поведения на межличностные отношения подростков старшего школьного возраста. Диагностика уровня развития эстетических нор

Экспериментальная проверка влияния уровня сформированности эстетических норм поведения на межличностные отношения подростков старшего школьного возраста. Диагностика уровня развития эстетических нор
Страница 1

Цель эмпирического исследования – выявить уровень нравственно–эстетического развития подростков.

Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 133 г. Харьков средней школы в двух 11 классах данной школы, один из которых был избран в качестве контрольного, второй в качестве экспериментального. www.transpodepth.ru

На наш взгляд, наиболее методически обоснованным средством исследования нравственно–эстетического развития подростков являются методы социально-психологического тестирования.

Именно поэтому в процессе исследования уровня развития норм эстетического полвеления и состояния межличностного общения между подростками нами использовались две методики – методика изучения ценностных ориентации М. Рокича и методика социометрии, которая позволяет установить положение того или иного подростка в классе.

В ходе изучения ценностных ориентаций подростков в контрольном и экспериментальном классе мы имели возможность составить представление о состоянии их нравственно-эстетического развития.

Далее, используя метод социометрии, мы могли определить место того или иного в структуре класса, составить представление об уровне взаимоотношений подростков.

Далее сравнивая между собой полученные по двум методикам результаты, мы могли проанализировать, насколько уровень нравственно–эстетического развития того или иного подростка, влияет на его положение в классе, каким является отношение к подростку со стороны коллектива класса.

После проведения формирующего этапа экспериментальной работы, направленного на внедрение социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе, на контрольном этапе экспериментальной работы мы проводили повторную диагностику, в ходе которой анализировали динамику в развитии нравственно-эстетических качеств личности в экспериментальном и контрольном классах, а также изменения в социальных взаимоотношениях внутри классного коллектива.

Методика М. Рокича (см. Приложение), основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

1) Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Ориентация на терминальные ценности характерна для людей, обладающих достаточном уровнем развития морально – нравственной сферы, имеющих лидерский потенциал

2) Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Ориентация на инструментальные ценности свидетельствует о том, что в той или иной ситуации человек может поступиться нравственными принципами, приспосабливать свою манеру поведения к тем или иным обстоятельствам.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства .

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Перед началом исследования подросткам давалась следующая инструкция.

«Сейчас вам будет предъявлен набор карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

Вторая методика, используемая в процессе диагностики - социометрия (от лат. societas - общество и .метрия) - отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Страницы: 1 2 3 4


Алкогольный психоз, признаки, классификация
Алкогольные психозы – психозы, возникновение и развитие которых связаны с алкоголизмом, а клиническая картина выражается в экзогенном типе реакций, с грубыми нарушениями отражения действительности и психоорганическими расстройствами. Алкогольные психозы – различные по клиническим проявлениям и течению нарушения психической деятельности ...

Особенности использования психодиагностических данных
Практический психодиагност использует в своей работе категории нормы. Это делает его работу особенно значимой для человека, которому он оказывает психологическую помощь, то есть воздействует на его психическую реальность. Использование категории психической нормы приводит к тому, что все психологические задачи клиента в той или иной сте ...

Модели управления (руководства)[[2]]. Классическая школа управления.
К началу XX века стали складываться определенные предпосылки для становления научного управления. Возникновение научного управления обычно связывают с работами Ф. Тейлора, в частности с выходом в свет в 1911 году его книги "Принципы научного управления". Ф. Тейлор инженер по образованию – создал первую систему научного управл ...