Материалы » Развитие положительных эмоций у дошкольников » Психологическая характеристика дошкольного возраста

Психологическая характеристика дошкольного возраста
Страница 4

Развитие эмоций в дошкольном детстве

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей [15]. Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих [19]. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого [22]. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга [33]. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий [45]. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: — освоение социальных форм выражения эмоций; — формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; — благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; — эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста С начала второго месяца начинается становление общения младенца со взрослым. В отличие от взаимодействия на этапе новорожденности, в первом полугодии жизни ребенок не только воспринимает воздействия взрослого и реагирует на них, но и сам адресуется к взрослому, ждет ответа на свои обращения, стремится продлить контакт. Младенец вступает в общение с помощью мимики и экспрессивных движений. Они выступают не только как реакция на полученные впечатления, но и как инициативные проявления. О сформированности общения можно судить по четырем признакам: Взгляд в глаза взрослого (свидетельствует об активности ребенка, направленной на восприятие коммуникативных воздействий). Ответная улыбка на воздействия взрослого (представляет собой эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие ребенка от общения). Инициативные улыбки и двигательное оживление, сопровождаемые вокализациями (попытки привлечь внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей). Стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым (готовность младенца перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


История конфликтологии
Житейское толкование конфликта можно найти во многих книгах, например толковых словарях русского языка, — ссора, спор, драка. Профессиональный подход требует доопределить такое обыденное понимание. «Социология конфликта» — так назвал одну из своих работ немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858—1918). В современной социальной психол ...

Выводы и рекомендации по результатам исследования
Выводы. Обобщая проведенную интерпретацию результатов, можем сделать окончательные выводы: 1. В результате обследования было установлено, что у студентов-психологов заниженный уровень эмпатии (15-21 баллов из 36) и выявлено преобладание практической направленности личности (27,8%). Для сравнения: практическая направленность – 27,8%; э ...

Понятие коллектива
Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количествен ...