Материалы » Развитие положительных эмоций у дошкольников » Психологическая характеристика дошкольного возраста

Психологическая характеристика дошкольного возраста
Страница 7

Рука как ведущее средство познания подключается несколько позже. В три-четыре месяца можно наблюдать еще неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пеленке и другим попавшим под руку предметам. Позже ребенок научается координировать зрение и движения руки. Если подвешивать игрушки в зоне досягаемости, то постепенно малыш научится дотягиваться до видимого предмета. Размахивая ручками, он случайно наталкивается на висящие рядом игрушки. Они качаются, издают звук. Это вызывает интерес ребенка, он начинает понимать, что раскачивание игрушек, шум погремушек, грохот падающих предметов зависят от его собственных движений. Случайное сначала действие становится целенаправленным. Появление целенаправленных движений и действий с игрушками – очень важное событие в жизни младенца. Оно открывает целую эпоху, в которой главное – предметные действия и манипуляции с игрушками. Эта специальная деятельность младенца в психологии так и называется предметно-манипулятивной. На следующем этапе развития ребенка она становится ведущей.

Формирование самосознания

Под влиянием общения начинает складываться представление младенца о себе, отношение к себе, образ себя, основы саморегуляции, способность принимать себя в расчет, т.е. закладываются основы самосознания ребенка. Первое, что узнает ребенок о себе, вступая в общение со взрослым, – это самое общее и важное для него: нужен он или не нужен, любят его или нет. На основе этого первого опыта у малыша формируется первичное доверие к миру. Адекватное эмоциональное общение, включающее и физический контакт с матерью, и обмен положительными эмоциями, и «беби-ток», – все это формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь ребенка и даже его взрослость. Любовное, бережное отношение взрослого к малышу находит отражение в глобальной положительной самооценке ребенка, которая формируется начиная с первых месяцев жизни и составляет фундамент образа самого себя. Кроме общей самооценки, общего положительного отношения к себе, в первом полугодии начинает складываться представление ребенка о себе. Действуя в общении как активный равноправный партнер, ребенок переживает свое собственное «я» и «я» другого человека как разное. Уже в первом полугодии жизни младенец обнаруживает способность различать отношение взрослого к своим действиям и отношение к себе в целом как к личности. Ребенок испытывает гораздо больше эмоций, чем взрослый. Это обусловлено тем, что дошкольник, имеющий небольшой жизненный опыт, недостаточно подготовлен к новым, необычным, внезапным ситуациям. Эмоциональный отклик на изменение сложившихся ситуаций является проявлением сигнальной функции эмоций и чувств. Эмоции и чувства сигнализируют о значимых для личности обстоятельствах, связанных с удовлетворением потребностей. Изменения в эмоциональной сфере связаны с изменениями в окружающей среде, в организме, во взаимоотношениях с окружающими людьми. В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. Если ребенок имеет возможность удовлетворить потребность, то возникают положительные эмоциональные переживания (стенические переживания). Если в сложившейся ситуации ребенок не имеет возможности удовлетворить потребность, то возникает отрицательное (астеническое) эмоциональное переживание. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Они верят, как писал К. Чуковский, что жизнь создана только для радости, и эта вера – одно из важнейших условий их нормального психологического роста. Эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями – мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Старшие дошкольники владеют внешними проявлениями эмоций. Это касается не только умения сдерживать себя. Ж. Пиаже и А. Валлон отмечали использование детьми внешних проявлеий эмоций для воздействия на другого человека. Чаще всего ребенок может плакать, чтобы получить желаемое, - плачет в присутствии определенного человека, например матери или бабушки, но не отца. В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции и чувства рассматривают как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Выделяются следующие общие линии развития эмоций и чувств: формирование эмоциональных состояний в связи с изменением ситуаций жизни ребенка, формирование высших чувств на основе эмоций, становление эмоций и чувств в русле личностных новообразований. I. В онтогенезе вначале появляются эмоции, отражающие простейшие переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей (уровень аффективно-эмоциональной чувствительности, связанный по преимуществу с органическими потребностями). Такие эмоции есть и у животных. Но простейшие эмоции ребенка следует отличать от простейших эмоций животных, поскольку форма их проявления имеет у человека социальный характер. Эмоции человека обусловлены социальной формой удовлетворения потребностей. Результатом социальных воздействий является возникновение положительных эмоций (например, появление у младенцев комплекса оживления, осознанной улыбки). Положительные эмоции выполняют роль активизирующего механизма, с помощью которого осуществляется связь между различными анализаторами, что создает предпосылки к обучению. Яркие, положительные эмоции, выражаются в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности. Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.). Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций. Для ребенка начиная с 2-х лет наиболее информативными являются реакции людей, отражающие радость одобрение, поощрение. В экспериментальном исследовании детям 2-9 лет предлагалось распознать по фотографиям мимические реакции (удивление, гнев, страх, радость и др.), а затем – воспроизвести их. Оказалось, что первой в ряду мимических реакций дети распознавали радость. Радость также была первой в ряду произвольно воспроизводимых мимических реакций. Таким образом, способность распознать и произвольно воспроизвести мимические реакции формируется сначала в отношении положительных эмоций. Благоприятное воздействие положительных эмоций на психическое и физическое развитие дошкольника несомненно. Однако, как верно подчеркивал В. А. Сухомлинский, если ребенок только потребляет радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, черствым, равнодушным. В дошкольном детстве происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамической стороны обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами, с объектами переживаний. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью, частотой возникновения переживаний. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. С помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений, управление ими. Дети не только говорят о необходимости удовлетворения имеющихся у них потребностей, но и определенным образом характеризуют свои переживания. Например, шестилетний Женя говорит: «Знаешь, мама, какая тоска меня гложет?» - «Какая?» - «Я есть хочу!». С помощью речи ребенок различает внешнее выражение эмоций и их переживание. Мальчика 5 лет спрашивают: «Тёма, ты сегодня плакал в детском саду?» - «Нет, я не плакал, я печалился». Влияние слова на эмоциональную сферу зависит от возраста детей. Как отмечает М. М. Кольцова, до 4,5-5 лет внушение через слово не удается, что объясняется слабыми связями между первой и второй сигнальными системами. В более старшем возрасте по мере усиления взаимосвязи сигнальных систем усиливаются как эмоциональная окраска второсигнальных реакций, так и контроль второй сигнальной системы над проявлением эмоций.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Алкогольный психоз, признаки, классификация
Алкогольные психозы – психозы, возникновение и развитие которых связаны с алкоголизмом, а клиническая картина выражается в экзогенном типе реакций, с грубыми нарушениями отражения действительности и психоорганическими расстройствами. Алкогольные психозы – различные по клиническим проявлениям и течению нарушения психической деятельности ...

Психометрические характеристики теста
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 2 Таблица 2. Классификация тестов Признак группы Название вида теста Краткая характеристика вида теста ...

Современные взгляды на личность в философии
Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть и ...