Признание продуктивности мыслительных процессов как свойства мышления любого человека имеет исключительное значение для педагогической практики, так как делает реальной задачу, поставленную перед школой: максимально развить творческие способности учащихся, воспитать самостоятельное творческое мышление [19].
Что же включает в себя понятие «проблемная ситуация»?
Рассмотрим сначала позицию С.Л. Рубинштейна [20]. Несмотря на то, что Рубинштейн успел в основном лишь начать исследование проблемной ситуации, в его трудах даны и первые определения этого понятия.
«Мышление исходит из проблемной ситуации, – пишет С.Л. Рубинштейн. Проблемной ситуацией является ситуация, в которой имеется нечто имплицитно в нее включающееся, ею предполагаемое, но в ней не определенное, неизвестое. Отношение неизвестного, заданного, искомого к исходным данным проблемы определяет направление мыслительного процесса. Единство этого направления обуславливает единство мыслительного процесса, направленного на разрешение определенной проблемы. В качестве основного компонента проблемной ситуации Рубинштейн выделяет неизвестное. Причем ученый подчеркивал, что отношение искомого, неизвестного к исходным данным проблемы определяет движение мысли, так как именно это отношение побуждает человека к анализу объектов и явлений.
Второй значимый компонент проблемной ситуации содержащееся в ней противоречие. «Особенно острую проблемность, – пишет С.Л. Рубинштейн [21], – ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их «снятие».
В определениях Рубинштейна очень хорошо выявляется предметная сторона проблемной ситуации, тогда как для того, чтобы мыслительный процесс совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека мыслить. Именно мотив, потребность является движущей силой, которая помогает человеку включиться в мыслительную деятельность. Итак, в проблемной ситуации, как ее понимает Рубинштейн, выделяются три основных признака: неизвестное, противоречие и потребность.
Рассмотрим теперь позицию психолога А.М. Матюшкина. «Проблемной – отмечает Матюшкин [13, 67], называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического или теоретического действия расхождении требуемого и известного знания, способа или действия.
Проблемная ситуация носит объективно субъективный характер, это логическая и психологическая ситуация. Она вытекает из логики изучения учебного предмета и отражает объективные противоречия в его содержании. Но вне субъекта мышления ученика возникновение проблемной ситуации невозможно. В связи с этим А.М. Матюшкин определяет проблемную ситуацию как «специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. Она характеризует определенное состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия, усвоения новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения задания. Усвоение и открытие нового совпадает в данном случае с таким изменением психического состояния субъекта, которое составляет микроэтап в его развитии. Открытие неизвестного в проблемной ситуации, таким образом, совпадает с процессом становления элементарных психических новообразований. Эти новообразования относятся к самым различным элементам усваиваемого действия или чертам личности человека. Условием возникновения проблемной ситуации становится необходимость в раскрываемом новом отношении / свойстве или способе действия.
Главным элементом проблемной ситуации А.М. Матюшкин, вслед за С.Л. Рубинштейном, считает неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. А.М. Матюшкин считает, что для создания проблемной ситуации в обучении «нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного» [13].
Важнейшей характеристикой неизвестного в проблемной ситуации является степень обобщения. Поэтому степень трудности проблемной ситуации характеризуется степенью обобщенности того неизвестного, которое должно быть в ней открыто. Именно этой особенностью неизвестного в проблемной ситуации объясняется тот факт, что поиск неизвестного дает учащимся качественно иные знания, более обогащенные, чем при обычном обучении. Таким образом, А.М. Матюшкин в психологическую структуру проблемной ситуации включает три главных компонента:
1. Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия.
Психологическая классификация
профессий.
Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий. Но пока нет строгого единого ...
Анализ результатов
1. Обработка результатов по первой методике выявила групповой показатель, который наглядно представлен в виде диаграммы:
Интерпретация результатов
Само понятие нервно-психическая устойчивость трактуется, как способность переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и на ...
Основные виды психического дизонтогенеза
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л. С. Выгодским (текст 2).
Текст 2. Три типа дефекта
«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельны ...



Разделы