Проблемная ситуация и ее дидактические особенности
Страница 1

Проблема. Учебная проблема. Основное, базовое, исходное понятие в теории проблемного обучения обозначается термином «проблемная ситуация». Прежде, чем обратиться к определению сущности и описанию структуры следует уяснить значение понятия «проблема».

Слово «проблема» в русском языке многозначно. Наиболее общее его значение – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И. Ожегов). Вот несколько примеров: проблемы экологии; национальная проблема в странах бывшего СССР; проблемы рыночной экономики; проблемы термоядерного синтеза, проблемы современного урока, проблемы развивающего обучения в начальной школе и т.д. Эти проблемы решают народы, страны, политические деятели, ученые, педагоги и т.п.

Почему возникают проблемы? Они возникают потому, что сложившееся, существующее положение вещей противоречит каким-то потребностям человека, природы, общества, государства, науки. В самом деле: с одной стороны, человеку нужны прогресс и здоровая среда обитания; с другой стороны, в ходе научного прогресса человек губит среду обитания. С одной стороны, России нужно укрепление государственной целостности, с другой – населяющие ее народы требуют права на самоопределение, а иные – и права на отделение от России [14].

Таких проблем, больших и малых, – тысячи. Главная их особенность состоит в том, что во-первых, они заключают в себе противоречие, а во-вторых, эти противоречия носят объективный не зависящих от человека характер. Объективные противоречия, содержащиеся в проблеме, могут быть эксплицитными (т.е. ясными, высказанными до конца). Проблема существует до тех пор, пока не разрешено содержащееся в ней противоречие. Как только противоречие разрешено проблема перестает быть проблемой.

Некоторые из этих проблем – научные, эстетические, обществоведческие и т.д. – отобраны из современного знания и включены в содержание обучения. Проблемы природы, человека или общества включены в содержание обучения, мы называем учебными проблемами. Что общего между проблемой и учебной проблемой? Общее то, что и в проблеме, и в учебной проблеме есть противоречие. Что их различает? Задача, вопрос, поставленные в проблеме, еще не решены. Вопросы и задачи, поставленные в учебной проблеме, уже решены, ответы известны. Однако известны они учителю, но не ученику. Ответ на учебную проблему и должен получить учащийся либо от учителя, либо под его руководством, либо самостоятельно. Иначе говоря, решая учебные проблемы, учащиеся имеют дело с проблемами, которые объективно перестали ими быть, так как уже решены наукой, обществом, человеком. Но субъективно учебные проблемы и для учащихся остаются проблемами, так как их решения только предстоит узнать. «Решения» выступают как знания, умения и навыки. «Узнать» же их учащиеся могут по-разному. Могут получить готовые знания – иногда учитель прибегает к иллюстрировано-объяснительному обучению. Могут научиться известным способам деятельности, т.е. умениям и навыкам, и тогда учитель прибегает к репродуктивному обучению. А могут получить новые знания или открыть способы деятельности в значительной степени самостоятельно и тогда учитель прибегает к проблемному обучению.

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать. Когда же человек начинает думать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к проблемной ситуации [18].

Проблемная ситуация. Проблемная ситуация – одна из закономерностей процессов мышления, его начальный момент. Поэтому и рассмотрена она нами будет сначала как психологическая категория.

В середине 50-х годов после тонких и убедительных экспериментов С.Л. Рубинштейн [21] в своем классическом труде «О мышлении и путях его исследования» сделал следующий вывод: «Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации». Этот постулат вызвал длительные и продуктивные дискуссии, которые не завершились и сегодня. Прежде всего, необходимо отметить, что у некоторых исследователей вызывает сомнение положение о том, что начальным моментом мышления является проблемная ситуация. Их возражения обычно сводятся к следующему: разве при непроблемном обучении ученик не мыслит? Мыслит, конечно. Однако правомерность такого возражения обусловлена, видимо, тем, что в современной психологической науке существуют две точки рения на мышление. Согласно первой точке зрения, мышление всегда проблемно, а вторая сводится к тому, что мышление может быть и непроблемным.

Очень долгое время психология исследовала лишь репродуктивный аспект мышления. Способность к творчеству считалась уделом лишь немногих избранных. Однако, на основании результатов экспериментальных исследований процессов мышления психологии в настоящее время пришли к признанию продуктивности мыслительных процессов как свойства мышления любого человека: и великого ученого, открывающего миру новые законы, и ученика, открывающего для себя давно известные человеку истины. Поэтому нет смысла противопоставлять эти крайние точки зрения на мышление, тем более, что они отражают два аспекта: продуктивный и непродуктивный.

Страницы: 1 2 3


Характер
Использован опросник Леонгарда-Шмишека. Рис. 1 - Выраженность акцентуаций У данного испытуемого обнаружено четыре акцентуации (возбудимый, эмотивный, экзальтированный, циклотимный). Обнаруженные акцентуации во многом противоречат тесту Айзенка и наблюдаемому поведению. Это может быть как свидетельством противоречивости личности испы ...

Результаты исследования по методике "Изучение высших чувств"
Целью данной методики было изучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальных детей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской “Утро”, ребята не просто описали все увиденное, а продемонстрировали свое отношение к ней так, как будто прочувствовали ее, они выразили свои чувства на листах бу ...

Проверка надежность и валидности шкалы Кроуна-Марлоу
Для оценки надежности переведённого нами варианта, из 10 утверждений и варианта из 20 утверждений, мы использовали параметрический коэффициент αКромбаха В результате получили следующие данные для 10-пунктовой шкалы: a =0,630 , которая попадает в диапазон хорошей надежности теста. Так же ниже приведена таблица № 1, которая отражает ...