Проблемная ситуация и ее дидактические особенности
Страница 3

2. Неизвестное, которое должно быть раскрыто в проблемной ситуации.

3. Возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного [18].

Проблемная ситуация в педагогических исследованиях.

В дидактике нет единого, общепринятого определения проблемной ситуации. Однако употребляется это понятие в дидактической и методической литературе довольно часто, особенно в связи с вопросами побуждения учащихся к умственной деятельности. Большинство дидактов рассматривают проблемную ситуацию прежде всего как ситуацию интеллектуального затруднения. В частности, М.И. Махмутов писал [14]: «под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений и навыков.

Ситуация познавательного затруднения, вовлекающая учащихся в самостоятельное познание элементов новой темы, носит название проблемной ситуации. Возникает проблемная ситуация, в основе которой лежит противоречие между знанием и незнанием. В голове человека это противоречие отражается в виде задачи, которую нужно решить, он ищет пути ее решения. Для этого ему нужно понять объективные связи»

Новые явления не могут быть понятны с помощью имеющихся у учащихся знаний и логических приемов мышления, поэтому школьники испытывают трудность, в которой выражается противоречие между познавательной задачей и их готовностью к ее решению. Если трудность посильна, она вызывает мобилизацию сил учащихся. Этот момент особенно благоприятен для их умственного развития. Следовательно, ведущая роль в активизации познавательной деятельности школьника и его умственного развития принадлежит противоречиям. Следует обратить внимание на то, что лишь осознанное противоречие побуждает учащихся к деятельности.

Таким образом, противоречие в проблемной ситуации, являясь движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности учащихся, в том числе и внимания. [18]

Страницы: 1 2 3 


Тревожность
Тревожность -это ожидание неблагоприятного исхода событий или уверенность в неблагоприятном исходе. Основа тревоги - недостаток информации. В отличие от страха тревога не имеет объекта. Т. бывает ситуативной и личностной. Ситуативная Т. свойственна любому человеку. Признаки: сердцебиение, учащенное дыхание, дрожание рук, потоотделение. ...

Экспертиза.
Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики): · исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики; · соотносить психический статус в требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза. 1) врачебно-трудовая экспертиза: психолог должен оценить, насколь ...

Влияние установки на ролеве ожидания
Установка часто определяется как готовность благоприятно или неблагоприятно реагировать на определенные социальные стимулы. Особенностью проявления установок является то, что они не могут наблюдаться непосредственно, но могут быть выведены из особенностей внешнего поведения, прежде всего вербального, в частности из ответов человека на с ...