Материалы » Основы психодиагностики » Анкетные методы и оценочные шкалы

Анкетные методы и оценочные шкалы
Страница 1

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования.

По числу респондентов

¾Индивидуальное анкетирование (один респондент)

¾Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры

¾Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

¾Сплошное (опрос всех представителей выборки)

¾Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

¾Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

¾Заочное (анкетёр отсутствует)

¾Рассылка анкет по почте

¾Публикация анкет в прессе

¾Публикация анкет в Интернете

¾Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн анкетирование.

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Оценочные шкалы (шкалы L, F и К) были введены в оригинальный вариант теста MMPI с целью исследования отношения испытуемого к тестированию и суждения о достоверности результатов исследования. Однако последующее изучение позволило установить, что эти шкалы имеют и значимые психологические корреляты.

Шкала L

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фактически игнорируемые подавляющим большинством людей. Таким образом, повышение результата по шкале освидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быт обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь виду, что некоторые лица склонны пунктуально следовать установленному стандарту, всегда соблюдая любые, даже самые незначительные не имеющие существенной ценности правила. В этих случаях повышение результата по шкале L отражает указанные особенности характер!

Шкала F

Значительное повышение профиля на этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследования.

Шкала состоит из 64 утверждений, которые крайне редко расценивались как "верные" лицами, входящими в нормативную группу здоровых испытуемых, по которой проводилась стандартизация методика многостороннего исследования личности. В то же время эти утверждения редко дифференцировали нормативную группу от групп больных, по которым валидизировались основные шкалы теста.

Страницы: 1 2


Виды памяти и их особенности
Макселон Юзеф, в учебнике по психологии, дает несколько классификаций памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохра­нения материала, другое – по преобладающему в процессах запо­минания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, опера­тивную, долговременную и генети ...

Практические функции клинических психологов
Диагностика .(Это наиболее традиционная функция, наиболее "старая". Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность - выделение и качественное описание синдрома, прогностичность). 1) нозологическая (с помощью нозологических единиц) В начале 18 века "одержимых бесами" впервые признали психически больн ...

Психологические типы личности по Э. Берну. Биография
Э. БЕРН (1910-1970) Рассмотрение вопросов биографии важно для осмысления сути предлагаемой теории, для понимания истоков подобных взглядов автора на суть вещей. Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 г. и первые свои двадцать лет прожил в Канаде. Важнейшее значение для становления личности и профессиональных устремлений б ...