Материалы » Психологический анализ профессионально важных качеств сотрудников ОВД (когнитивные и коммуникативные составляющие) » Профессионально-психологический отбор – одно из основных направлений деятельности психолога в правоохранительных органах

Профессионально-психологический отбор – одно из основных направлений деятельности психолога в правоохранительных органах
Страница 6

Построение модели сочетания независимых характеристик.

Успешность любой профессиональной деятельности всегда зависит от множества психологических качеств. Причем, эти качества отличаются определенной самостоятельностью и должны специально подбираться таким образом, чтобы отразить разносторонний характер профессиональной деятельности. Когда характеристики многочисленны и не согласованы, нельзя предложить стандартный способ отбора кандидатов, если не прибегнуть к идее сведения большого числа разных характеристик личности в одну или, по крайней мере, в небольшое число интегральных оценок, обобщенно характеризующих психологическую пригодность кандидатов на службу в правоохранительный орган.

Эта идея – обычный прием в самых разных исследованиях, когда решение строится путем анализа большого числа признаков (Рабочая книга таможенного психолога, 1998, с. 13).

Практическая схема организации отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Практическая сторона обора включает в себя три аспекта:

проведение психологического обследования;

обработка результатов обследования;

принятие решения о пригодности кандидата на службу в правоохранительный орган.

Проведение психологического обследования.

Обследование кандидатов осуществляется в ходе их оценки экспертами, диагностической беседы с ними, решения ими модельных ситуаций, а также с помощью тестов. При проведении обследования должны быть соблюдены два непременных условия: мотивированность и стандартность

Мотивированность – необходимое условие любого обследования. Без обеспечения положительного отношения к данной процедуре испытуемого и его заинтересованности в результатах обследования психологу невозможно получить достоверную психологическую информацию. Поэтому важно создать во время обследования непринужденную, дружелюбную и комфортную обстановку.

Не менее важно требование стандартности, неизменности процедуры обследования. Требование стандартности относится к внешним условиям и методам проведения обследования. Они должны быть совершенно одинаковыми во всех обследованиях. Даже небольшие изменения в процедуре обследования могут повлиять на полученные результаты (Рабочая книга таможенного психолога, 1998, с. 16).

Обработка результатов обследования.

После проведения обследования результаты обрабатываются. По полученным оценкам составляется вербальное заключение, в котором раскрываются психологические особенности кандидата на службу.

Вербальное заключение может состоять из двух частей: общей и специальной. Общая часть представляет собой развернутое описание индивидуально-психологических особенностей кандидата в пространстве шкал используемых процедур и тестов. Специальная часть заключения представляет собой обоснование вывода о психологической пригодности (непригодности) кандидата на службу. При написании общей части заключения можно использовать нижеизложенные оценки и формулировки.

Мотивы: материальная заинтересованность, возможность реализации властных полномочий, романтические представления о службе (борьба с преступностью, интересная работа), неопределенные незрелые.

Самооценка: уровень самопознания, критичность к оценке своих возможностей, склонность к самоуничижению, самооценка завышена, склонность к переоценке возможностей и браваде.

Познавательные процессы:

интеллект - уровень интеллекта, находчивость, обучаемость, легкость усвоения нового материала;

мышление – гибкое, целенаправленное, абстрактное, конкретное и т.д.;

внимание - устойчивость, концентрация, наблюдательность;

память – объем памяти, точность воспроизведения запоминаемой информации, смысловая память, способность к длительному сохранению информации.

Эмоциональные особенности:

настроение – колебания настроений, преобладающие эмоции, способность контролировать свои чувства;

эмоциональные свойства – эмоциональность, сентиментальность, впечатлительность;

эмоциональная устойчивость – способность при эмоциональном напряжении к мобилизации, эффективность произвольных движений при эмоциональном напряжении.

Коммуникативные качества: общительность или замкнутость, особенности установления контактов, предпочтение групповой или индивидуальной деятельности, активность в общении, вежливость, воспитанность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Результаты исследования по методике "Изучение высших чувств"
Целью данной методики было изучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальных детей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской “Утро”, ребята не просто описали все увиденное, а продемонстрировали свое отношение к ней так, как будто прочувствовали ее, они выразили свои чувства на листах бу ...

Мышление
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность человека, устанавливающая связи и отношения между различными объектами и явлениями социальной действительности. Интеллект – совокупность общих умственных способностей, определяющих успех человека при решении разнообразных познавательных задач. Интеллект любого челов ...

Общие принципы описания агрессивного поведения у современных подростков. Типология агрессивного поведения
Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта — инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос, проявляющееся, в частности, в сексуальном влечении) и инстинкт смерти (Танатос — начало разрушительное, с которым и связывается агрессивность). Эти ...