Материалы » Социально-психологическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков » Причины агрессивного поведения на разных стадиях подросткового возраста

Причины агрессивного поведения на разных стадиях подросткового возраста
Страница 2

Так, подростки с ранним началом нарушений в поведении (до 12 лет) имели более высокие уровни почти всех типов делинквентного поведения в течение подросткового возраста, чем подростки с более поздним началом. Подростки с началом делинквентного поведения до 12 лет с большей вероятностью совершали тяжкие правонарушения в течение последующих трех лет после первых деликтов. Данный факт позволил выдвинуть гипотезу о наличии как минимум двух различных путей формирования делинквентного поведения. Рано возникшее делинквентное поведение в большей степени обусловлено генетическим влиянием. Значимость каждой из множественных причин антисоциального поведения можно варьировать.

В 11 лет несколько учащались проявления физической агрессии у девочек. Проявления вербальной агрессии с возрастом также учащались, как у мальчиков, так и у девочек. Косвенная агрессия у мальчиков наблюдалась в основном в виде порчи игрушек и предметов. У девочек такое поведение встречалось в два-три раза реже, чем у мальчиков. Реже у мальчиков наблюдались игры с агрессивным содержанием сюжета. В целом у мальчиков отмечена тенденция к преобладанию косвенной агрессии, проявления которой с возрастом становились значительно реже (10, 30-31).

Некоторые подростки совершали агрессивные действия противоправного характера. Из аутоагрессивных форм наиболее часто встречаются суицидальные намерения (частые мысли и преставления о собственной смерти, нереализуемое желание покончить с собой).

Одной из наиболее часто встречающихся форм подростковой агрессии оказалась косвенная агрессия. Так, частые эпизоды смещенной агрессии ("срывали зло, плохое настроение на посторонних людях, членах семьи, домашних животных, неодушевленных предметах"), также наблюдались случаи увлечения "условно агрессивного" характера (предпочтение фильмов, компьютерных игр, содержащих сцены насилия, жестокости, увлечение боевыми единоборствами и пр.). Подростки часто употребляют ненормативную лексику и используют вербальную агрессию (крик, оскорбления) как стереотип поведения в конфликтных ситуациях. В отличие от смещенной, вербальной агрессии и агрессивных хобби, широкое распространение получили случаи вандализма, агрессивных фантазий и представлений выглядело более тревожным симптомом, характеризующим современную популяцию подростков (17, 17-18).

Тревожит высокая распространенность враждебности, агрессивного отношения к окружающим людям у современной молодежи. Наиболее часто встречающиеся формы агрессии у подростков 12—17 лет в общей популяции — агрессивная предиспозиция личности и эпизодическая физическая агрессия. Также широко распространены смещенная и вербальная формы агрессии, вандализм и агрессивные увлечения. Реже наблюдаются аутоагрессия, делинквентная и групповая агрессия.

В целом агрессивное поведение более типично для подростков мужского пола, за исключением суицидальных тенденций и смещенной агрессии. Среди девочек систематическая физическая агрессия наблюдается меньше и имеет тенденцию к уменьшению с возрастом. Эпизодическая физическая агрессия, напротив, с возрастом становится чаще в 12— 15 лет и в 16— 17 лет. Примерно такая же динамика физической агрессии (рост эпизодической и снижение систематической физической агрессии) характеризовала процесс взросления мальчиков. При этом систематическая физическая агрессия у мальчиков наблюдалась почти в три раза чаще, а эпизодическая физическая агрессия — в два раза чаще, чем у девочек (16, 15).

В настоящее время распространены различные формы агрессии подростков значительное преобладают косвенные либо негрубые формы выражения агрессии. Подростки чаще имели агрессивные хобби и установки, а также проявления вандализма, смещенной аффективной и вербальной агрессии. Перечисленные формы поведения, несмотря на широкую распространенность, не имели антисоциальной направленности, серьезных негативных последствий для окружающих и не нарушали успешного социального функционирования детей и подростков.

В отличие от этих форм частое участие в драках, совершение насильственных правонарушений, зоосадизм и аутоагрессия, свидетельствуют о расстройстве поведения патологической либо микросоциальной обусловленности. Такие формы агрессии наблюдаются значительно реже.

Основные тендерные различия заключались в значительном преобладании практически всех форм агрессии среди мальчиков. Исключение составили враждебное и оппозиционное поведение, а также аутоагрессия и смещенная агрессия (12—17 лет), чаще наблюдавшиеся среди девочек.

В научной литературе существуют данные относительно возрастной динамики различных форм агрессии в детском и подростковом периодах. Так, X. Хекхаузен сообщает, что с возрастом во всех культурах происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм, таких как оскорбление или борьба. У девочек имеются три основных возрастных "пика" агрессии — в 12—15 лет. Относительно низкий уровень агрессивности наблюдался в 11 лет. Начиная с 12 лет заметно возрастала частота проявлений косвенной, вербальной и аутоагрессии. Физическая агрессия, напротив, становилась реже к 16 годам (24, 370-373).

Страницы: 1 2 3 4


Характеристика эмоционального процесса
Эмоциональный процесс включает три основных компонента. Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия - это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциогенное событие имеет для субъекта - позитивное или негативное. Он о ...

Основные направления специальной психологии
Наиболее рано сформировавшимися как в теоретическом, так и прикладных аспектах были такие направления специальной пси­хологии, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология). В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру кли-нико-психологических ...

Взаимодействие анализаторов
Взаимодействие анализаторов проявляется прежде всего в том, что поступление сигнала по одному каналу или изменение состояния отдельного анализатора под влиянием внешних факторов приводят к изменению характеристик других анализаторов. Так, чувствительность зрительного анализатора может изменяться под влиянием целого ряда факторов. Многие ...