Понимание периода середины жизни, как органичной части процесса становления личности, отчётливо прослеживается в работах выдающихся психиатров и психотератевтов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления: К. Ясперса, Р. Ассаджиоли, К.Г. Юнга, В. Франкла, А. Маслоу, Э. Эриксона, С. Грофа.
Период зрелости в самом общем смысле можно определить как особое явление в структуре жизненного пути личности, в котором одновременно присутствуют две противоположные тенденции - разрушение старого и мешающего и одновременно создание нового, целостного и гармоничного. Период зрелости характеризуется наличием мощного сопротивления уходящего и тревоги по поводу нового и неведомого.
Период зрелости обычно описывается как период повышенной уязвимости, переоценки ценностей, нередко внутреннего метания. В то же время многие исследования показывают, что после успешного разрешения кризиса зрелости у индивида наблюдается прилив сил, стремительное овладение новыми областями деятельности, повышается мотивация к достижению, меняются цели и ценности.
Решающим признаком личностной зрелости является осознание себя субъектом жизни, когда внешняя событийность, внутренние противоречия и превращения, а также достижения связываются ею со стратегиями самоопределения и самореализации и личностными смыслами. Конфликты и кризисы в семейной жизни, переживаемые женщиной, обеспечивают возможность обретения ею новой целостности и жизненных смыслов, которые являются необходимым условием для самореализации личности. Знание психологических механизмов, закономерностей и особенностей представления о конфликтах и способах их разрешения у замужних женщин зрелого возраста, возникающих в процессе разворачивающегося периода зрелости, позволяет их учитывать и конструктивно преодолевать.
Выводы и рекомендации по результатам исследования
Выводы.
Обобщая проведенную интерпретацию результатов, можем сделать окончательные выводы:
1. В результате обследования было установлено, что у студентов-психологов заниженный уровень эмпатии (15-21 баллов из 36) и выявлено преобладание практической направленности личности (27,8%). Для сравнения: практическая направленность – 27,8%; э ...
Результаты исследования по методике "Изучение
высших чувств"
Целью данной методики было изучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальных детей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской “Утро”, ребята не просто описали все увиденное, а продемонстрировали свое отношение к ней так, как будто прочувствовали ее, они выразили свои чувства на листах бу ...
Формирование
мировоззрения и ценностей в юности. Самоопределение
и самосознание
Характерные особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места юноши в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что во многом определяет новое содержание его сознания.
Сначала у подростка возникает интерес к с ...
Разделы