Материалы » Основы психодиагностики » Диагностика личностной зрелости человека: специфика, методики

Диагностика личностной зрелости человека: специфика, методики

Понимание периода середины жизни, как органичной части процесса становления личности, отчётливо прослеживается в работах выдающихся психиатров и психотератевтов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления: К. Ясперса, Р. Ассаджиоли, К.Г. Юнга, В. Франкла, А. Маслоу, Э. Эриксона, С. Грофа.

Период зрелости в самом общем смысле можно определить как особое явление в структуре жизненного пути личности, в котором одновременно присутствуют две противоположные тенденции - разрушение старого и мешающего и одновременно создание нового, целостного и гармоничного. Период зрелости характеризуется наличием мощного сопротивления уходящего и тревоги по поводу нового и неведомого.

Период зрелости обычно описывается как период повышенной уязвимости, переоценки ценностей, нередко внутреннего метания. В то же время многие исследования показывают, что после успешного разрешения кризиса зрелости у индивида наблюдается прилив сил, стремительное овладение новыми областями деятельности, повышается мотивация к достижению, меняются цели и ценности.

Решающим признаком личностной зрелости является осознание себя субъектом жизни, когда внешняя событийность, внутренние противоречия и превращения, а также достижения связываются ею со стратегиями самоопределения и самореализации и личностными смыслами. Конфликты и кризисы в семейной жизни, переживаемые женщиной, обеспечивают возможность обретения ею новой целостности и жизненных смыслов, которые являются необходимым условием для самореализации личности. Знание психологических механизмов, закономерностей и особенностей представления о конфликтах и способах их разрешения у замужних женщин зрелого возраста, возникающих в процессе разворачивающегося периода зрелости, позволяет их учитывать и конструктивно преодолевать.


Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания
Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов - памяти, мышления, воображения. Восприятие лежит в основе индивидуального познавательного развития человека. Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов ...

Приложения
Приложение 1 Опросник Айзенка 1. Процедура проведения. 1.1 Описание процедуры проведения Тест проводился с 18.30-18.44, 13 октября 2005 года, в комфортных условиях (благоприятное освещение, соответствующий температурный режим), без шумоизоляции. 1.2 Способ проведения Способ проведения индивидуальный с использованием сборника психо ...

Анализ эмперических данных и сопоставление их с теоретической базой исследования. Выборка. Техника и методы исследования
Сперва было проведено пилотажное исследование, представлявшее собой неформализированный устный опрос, в результате которого методом сбора данных было выбрано анкетирование и разработана анкета (Приложение 1), поскольку, для исследования брачно-ролевых установок необходимо субъективное мнение. Техника сбора данных. В исследовании приним ...