Введение
Страница 1

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность. www.cultnow.ru

Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни подростка отражаются на особенностях его личностного развития.

Степень научной разработанности. Изучение индивидуально -психологические особенности подростков в неполных семьях всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. Большой вклад в исследование проблемы генезиса неполных семей, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы детей, живущих в таких семьях внесли такие ученые как: М.И. Буянов, А.И. Захаров, И.С. Кон, Й. Лангеймейр, З. Матейчик, В.С. Мухина, М. Скофилд, А.С. Спиваковская, М. Хофман, Р. Эванс.

В работах А. Адлера, Д. Баумринда, Дж. Боулби, К. Леонгарда, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, Е.Е. Маккоби, Е.О. Смирновой, А.С. Спиваковской, Е.С. Шеффера, Э.Г. Эйдмиллера и других ученых анализируются детско-родительские отношения, выделяются и описываются типы семейного воспитания.

Тем не менее, возникает проблема: несмотря на проведенные исследования, проблема коррекции детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях остается недостаточно изученной.

Проблема исследования связана с противоречиями, обусловленными:

- резким возрастанием количества разводов и беззащитностью детей в ситуациях распада семьи;

- уменьшением количества детей в семьях и возрастанием сложностей социализации.

Цель исследования – изучение индивидуально-психологических особенностей подростков в неполных семьях, обслуживаемых в отделении социальной помощи семье и детям Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Таяныч» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе «город Казань».

Объект исследования - индивидуально-психологические особенности личности.

Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности детей подросткового возраста, воспитывающихся в неполных семьях.

Гипотеза исследования заключается в следующем допущении: подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по следующим индивидуально-психологическим особенностям: подростки проявляют повышенную тревожность, агрессивность, враждебные реакции и тенденции личности, кроме того у них чаще всего неадекватная самооценка.

Страницы: 1 2 3


Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза.
Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э.Мариотт. Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходяшихся на это место сетчатки, ...

Взгляды и теории отечественных психологов .
Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. "Продукт" в данном понимании - нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния. Эмоциональные процессы - один из видов этого состояния. Отечес ...

Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах. Формирование самооценки в течение первых семи лет жизни
У ребенка, стремление к самопознанию и самооценке возникает впервые в общении с близкими взрослыми, которые относятся к младенцу, как к будущей личности и существу, уже одаренному сознанием. На протяжение первых семи лет жизни развитие потребности в общении со взрослыми, а с трех лет – и со сверстниками обуславливает формирование отнош ...