Введение
Страница 2

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. В ходе теоретического анализа изучить отечественные и зарубежные подходы к исследованию психологической природы индивидуальности и индивидуально-психологических особенностей личности; проблему влияния структуры семьи на развитие индивидуально-психологических особенностей подростков. www.pguides.ru

2. Экспериментально проверить гипотезу о том, что подростки из неполных семей по своим индивидуально-психологические особенностям отличаются от подростков из полных семей.

3. Составить и апробировать коррекционную программу по устранению нарушений во взаимоотношениях родителей и детей в неполных семьях.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

- общие теории личности и индивидуальности: А. Маслоу, Дж. Келли, Э. Эриксона и Б. Скиннера, Г. Айзенка, Р. Кеттела, Г. Олпорта, К. Юнга и Майерс-Бриггс, Э. Кречмера, У. Шелли, К. Леонгарда, А. Личко;

- работы авторов, которые изучали семью и семейные отношения: И.М. Балинский, А.И. Захаров, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко и другие.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования:

- теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме исследования;

- сбор эмпирических данных по методикам:

- констатирующий и формирующий эксперименты;

- диагностические методы;

- методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Первый этап (май – декабрь 2009 г.) - анализ научных публикаций по проблеме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; определение гипотезы и методов исследования; анализ существующих методических приемов, позволяющих диагностировать индивидуально-психологические особенности личности; проведение пилотажного этапа исследования.

2. Второй этап (январь – март 2010 г.) включал в себя проведение экспериментального исследования, количественный и качественный анализ полученных данных, разработку и проведение коррекционной работы.

3. Третий этап (апрель – май 2010 г.) - качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики; обобщение результатов, а также окончательное оформление выпускной работы.

Организация исследования. Экспериментальное исследование было проведено в отделении социальной помощи семье и детям ГБУ Центр социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани. В нем участвовали подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, обслуживающихся в данном центре.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная система специально организованных коррекционных занятий позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, как в полных, так и в неполных семьях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений; теоретической аргументацией и апробацией методик на различных этапах исследования; репрезентативностью выборки; системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами осуществляемого исследования; количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены на педагогическом совете Центра социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани; заслушаны на научно-практической конференции студентов специальности «Психология» филиала РГСУ в г. Чебоксары «Современные тенденции профессионального развития будущего психолога и педагога» 17 марта 2010 г.; опубликованы в Сборнике научно-исследовательских разработок студентов филиала РГСУ в г. Чебоксары.

Страницы: 1 2 3


Этапы развития и причины конфликта. Возникновение конфликта
Различаются следующие стадии конфликта: возникновение развитие завершение (разрешение, затухание) Конфликт возникает при наличии конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - первоначальный, предконфликтный этап. Выражение конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях субъектов. Напряженность свидетельству ...

Анализ результатов исследования
Изучение агрессивного поведения подростков и влияния, оказываемого на него статусом подростков в группе, осуществлялось в шесть этапов: 1. Изучалось особенностей поведения подростков в эмоционально значимых ситуациях. 2. Вычислялся индекс агрессивности и враждебности. 3. Изучалась склонность к открытому агрессивному поведению. 4. Оп ...

Результаты. Выводы.
Итак, подведём итог проведённым исследованиям. При диагностики уровня сформированности данной группы как коллектива был выделен коэффициент 14,3, определяющий степень благоприятности коллектива как среднюю. Таблица 1   Тест на оценку уровня конфликтности личности Тест Кноблоха-Фальконетта (внутренняя конфликтность лично ...