Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:
1. Опросник Басса-Дарки - предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Испытуемым было предложено 75 утверждений, на которые надо было ответить «да» или «нет». Ответы оценивались по 8 шкалам: www.trafficcase.ru
▪ Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
▪ Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.
▪ Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
▪ Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
▪ Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
▪ Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
▪ Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
▪ Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Так же авторами были выделены категории агрессивность и враждебность. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Индекс враждебности включает в себя шкалы «Обида» и «Подозрительность». Индекс агрессивности включает в себя шкалы «Физическая агрессия», «Раздражение» и «Вербальная агрессия».
2. «Hand-тест» - проективная методика исследования личности. Впервые он был опубликован в 1962 году. Идея создания теста принадлежит Э.Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны 3.Пиотровским и Б.Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т.Н.Курбатовой [Курбатова Т.Н., Муляр 0.И. Проективная методика исследования личности «hand-тест». Методическое руководство. Санкт-Петербург, «ИМАТОН», 2001].
В теоретическом обосновании «Hand-теста» его авторы исходили из следующих положений. Превосходство человека над животными обусловлено уровнем развития человеческого мозга и человеческой руки. Перестав выполнять функцию опоры при передвижении, рука приобрела большую свободу, начала использоваться для выполнения разнообразных функций и тем самым стала вносить определяющий вклад в развитие мышления. Филогенетические и онтогенетические исследования подтверждают связь между развитием функций руки и развитием умственных способностей. Ни одна часть человеческого организма, за исключением глаз, не оказывает ему такой помощи в восприятии пространства и ориентации в нем, как рука, без чего, в свою очередь, невозможна организация любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность.
Рука помогает человеку в выполнении множества функций. Существуют факты, подтверждающие ее активную роль (наряду с глазами) даже во сне. Рука осуществляет постоянный контакт с внешней средой. Она необходима для удовлетворения витальных потребностей и участвует практически во всех действиях, связанных с получением удовольствия, в том числе и сексуального. В детские годы рука - главный источник аутоэротического удовольствия. Рука является основным инструментом, обеспечивающим кинестетическую и тактильную обратную связь.
Таким образом, авторы считают, логично ожидать, что проективный личностный тест, в котором различные изображения руки используются в качестве визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенденции человека на основании особенностей его индивидуального восприятия предложенного стимульного материала.
Основы семейной педагогики
Структура взаимоотношений в современной семье.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» – эта фраза превратилась из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Однако здесь имелся в виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и возможн ...
Тревожность
Тревожность
-это ожидание неблагоприятного исхода событий или уверенность в неблагоприятном исходе. Основа тревоги - недостаток информации. В отличие от страха тревога не имеет объекта. Т. бывает ситуативной и личностной. Ситуативная Т. свойственна любому человеку. Признаки: сердцебиение, учащенное дыхание, дрожание рук, потоотделение. ...
Нарушение речи
Афазия – потеря способности говорить вследствие потери речевых зон головного мозга.
При афазии больные частично или полностью теряют способность понимать речь или выражать свои мысли в словах. С функцией речи в основном связаны левая височная доля, блуждающая область лобной доли. Повреждение любой части этой маленькой зоны в результате ...
Разделы