В отличие от большинства проективных методик, в которых внимание фокусируется на общей картине личности (глобальный подход к оценке личности), а не на измерении отдельных ее свойств, «Hand-тест» допускает обе эти возможности. Он может быть использован как традиционный клинический инструмент для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности. Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение». «Открытое агрессивное поведение» описывалось Э.Вагнером как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. www.stablebank.ru
Учащимся предъявлялись в определенной последовательности 9 карточек в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?». Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять».
3. Социометрическая методика – применяется для изучения взаимоотношений в малых группах. Автор методики Дж.Морено. Основной целью социометрического метода является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе и ее социально-психологического климата.
Подросткам четырех классов было предложено ответить на вопросы:
1. К кому из своих одноклассников обратился бы ты за помощью в решении трудной задачи или объяснении непонятного задания?
2. Представь, что ты собрался организовать свой бизнес. Кого из своих одноклассников взял бы ты в партнеры?
3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
4. Кого бы ты взял с собой в помощь, чтобы он помог договориться с учителем в решении твоих проблем (не ставить двойку, не делать запись в дневник, отпустить с урока или др.)?
При этом учащимся предлагалось ранжировать по степени значимости выбранных одноклассников.
4. Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-психодиагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Теоретической основой ЦТО является концепция отношений В.Н.Мясищева, идеи Б.Г.Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также представления А.Н.Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. В соответствии с этими теоретическими положениями отношения личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную психическую природу. Взаимоотношения чувственной ткани отношений с их вербальными компонентами определяют степень и качество их осознания. В частности, расхождение между чувственными и вербальными компонентами отношений определяет неадекватное осознание этих отношений, характерное для невротических конфликтов и нарушений эмоционально-аффективной сферы.
Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.
В своем исследовании мы использовали модифицированный вариант метода, разработанного Е.Ф.Бажиным и А.М.Эткиндом для определения бессознательного выбора значимых или отвергаемых одноклассников.
Учащимся предлагалось определить, на какой цвет похоже их настроение, когда они разговаривают с каждым из одноклассников. В заключение подросток делал выбор собственных цветовых предпочтений.
Акмеологический период развития – период взрослости
В возрастной психологии взрослость рассматривалась как стабильный переход. Французский психолог Э. Клапаред (1926) охарактеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития. Однако впоследствии было показано, что процесс развития человека не завершается с наступлением взрослости, на всех этап ...
Образ психолога в сознании населения
В определении профессионально значимых качеств психолога наряду с профессиональной компетентностью необходимо учитывать его личностные особенности. Пациент, зачастую не замечая профессиональности психолога, обращает внимание в первую очередь на позицию, занимаемую психологом относительно него, проявление личностных качеств консультанта. ...
Исследование эмоциональной сферы отечественными и
зарубежными психологами. Теоретическая
интерпретация эмоций в зарубежной псиологии.
Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными научному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории.
Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями проблем - от вопроса о т ...



Разделы