В отличие от большинства проективных методик, в которых внимание фокусируется на общей картине личности (глобальный подход к оценке личности), а не на измерении отдельных ее свойств, «Hand-тест» допускает обе эти возможности. Он может быть использован как традиционный клинический инструмент для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности. Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение». «Открытое агрессивное поведение» описывалось Э.Вагнером как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. www.stablebank.ru
Учащимся предъявлялись в определенной последовательности 9 карточек в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?». Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять».
3. Социометрическая методика – применяется для изучения взаимоотношений в малых группах. Автор методики Дж.Морено. Основной целью социометрического метода является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе и ее социально-психологического климата.
Подросткам четырех классов было предложено ответить на вопросы:
1. К кому из своих одноклассников обратился бы ты за помощью в решении трудной задачи или объяснении непонятного задания?
2. Представь, что ты собрался организовать свой бизнес. Кого из своих одноклассников взял бы ты в партнеры?
3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
4. Кого бы ты взял с собой в помощь, чтобы он помог договориться с учителем в решении твоих проблем (не ставить двойку, не делать запись в дневник, отпустить с урока или др.)?
При этом учащимся предлагалось ранжировать по степени значимости выбранных одноклассников.
4. Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-психодиагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Теоретической основой ЦТО является концепция отношений В.Н.Мясищева, идеи Б.Г.Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также представления А.Н.Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. В соответствии с этими теоретическими положениями отношения личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную психическую природу. Взаимоотношения чувственной ткани отношений с их вербальными компонентами определяют степень и качество их осознания. В частности, расхождение между чувственными и вербальными компонентами отношений определяет неадекватное осознание этих отношений, характерное для невротических конфликтов и нарушений эмоционально-аффективной сферы.
Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.
В своем исследовании мы использовали модифицированный вариант метода, разработанного Е.Ф.Бажиным и А.М.Эткиндом для определения бессознательного выбора значимых или отвергаемых одноклассников.
Учащимся предлагалось определить, на какой цвет похоже их настроение, когда они разговаривают с каждым из одноклассников. В заключение подросток делал выбор собственных цветовых предпочтений.
Аспекты
духовно-нравственного развития личности в юности
Структурное многообразие, то есть системность, является способом существования любого вида материи, в том числе и духовной. Под структурой понимается совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития. Качество системы о ...
Слова на буквы имени
Цель:
При помощи слов, начинающихся с букв имени, можно обеспечить вхождение в тему семинара. Участников просят рассказать о спонтанных ассоциациях по теме “Наркомания и наркотики”, “Курение и здоровье”, “Алкоголизм”.
Материал:
бумага и карандаши.
Временные рамки:
15 минут.
Проведение:
Каждый участник пишет на листе бумаги свое и ...
Понятие конфликта с точки зрения светской психологии. Сущность конфликта
Конфликту присущи своеобразные свойства, отношения и внешние формы. Прежде чем давать определение понятия «конфликт», нужно рассмотреть некоторые из этих черт.
Конфликт, по мнению Здравомыслова А.Г. [11, с. 122], - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные ст ...



Разделы