Общая характеристика подросткового возраста
Страница 3

Подростковый возраст – это время жизни, когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. Общечеловеческие ценности добра, справедливости, равенства, красоты, ума понимаются конкретно и применяются в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с самим собой. Стремление к общению с товарищами проявляется ярко почти у всех подростков. В исследованиях И.С. Кон и ряда других авторов утверждается, что общение является системообразующим фактором деятельности подростков. Ребята активно участвуют в общественных делах класса, стремясь жить общей жизнью со всеми, быть участником этой общей жизни, найти своё место во взаимопониманиях с товарищами. www.cultshine.ru

Общение является особым видом деятельности а, в процессе которой осуществляется поиск близкого друга и установление с ним доверительных отношений. Как подросток умеет общаться, как стремится к общению и какими мотивами при этом он руководствуется, а также какие условия влияют на его общительность – всё это влияет на внутренний мир ребёнка, содействует его успешности (если это влияние положительное) или, наоборот, приводит к одиночеству, переживанию неудач в деятельности (если это влияние носит отрицательный характер).

Мы уже отмечали, что в этот период претерпевают изменения отношения с родителями, связи с которыми становятся менее эмоциональными, чем раньше. Подросток теперь менее зависит от родителей. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретённому другу. При этом в категоричной форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпя при этом ни какой критики в адрес друга. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. Общение с родителями, учителями складывается под влиянием этого чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Отсюда их ранимость, обидчивость, беспричинные, с точки зрения взрослых, бурные реакции на их слова и поступки.

При этом подросток начинает усиленно охранять границы собственного психологического пространства с применением самых разных средств, что со стороны выглядит как проявление скрытности. Он переживание себя как «владельца тайны собственного «Я». Одновременно происходит структурирование своего психологического пространства. Также они украшают свои личные предметы: дневники, тетради, книги, велосипеды и т. д. Часто это выглядит, как порча или пачкание, так как далеко от эстетического совершенства. Таким образом, подростки обозначают принадлежность вещи, она приобретает как бы более личные свойства, становится своей. Границы психологического пространства становятся осязаемыми, даже случайное их разрушение вызывает у старшего подростка бурные эмоции. Так начинает зарождаться новое в социальных связях. Они начинают регулироваться осознанной мерой воздействия. Это даёт подростку возможность сказать «нельзя» другому человеку, продемонстрировать себя «ненастоящего», когда можно притворяться, манипулировать не только другими, но и собой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Подходы консультирования:
В основе клиент-центрированного подхода - вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации. Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Психолог поддерживает у клиента состояние психическ ...

Характеристика коллектива
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: ста­тусно-ролевые отношения, профессионально-квалифика­ционные характеристики и половозрастной состав. Мы часто не можем понять, откуда исходят отрица­тельные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Ока­зывается, их источники можно найти, есл ...

СМИ и информационные потребности аудитории.
Эффективность деятельности СМИ может быть изучена и оценена только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед этими средствами[4]. Осуществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание социологов к этому аспекту эффективно ...