Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Страница 3

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам: www.trgreat.ru

1. игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

2. игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.

3. игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.

4. игры, включающие элементы поиска и творчества.

Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Структура дидактической игры

. Дидактическая игра имеет определенную струк­туру. Структура — это основные элементы, харак­теризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следую­щие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; резуль­тат (подведение итогов). [41]

Дидактическая задача определяется целью обу­чающего и воспитательного воздействия. Она фор­мируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактичес­ких игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатывают­ся навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидак­тическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Са­мое главное: дидактическая задача в игре предна­меренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия — основа игры. Чем разнооб­разнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познаватель­ные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, про­странственные преобразования и т. д. Они связа­ны с игровым замыслом и исходят из него. Иг­ровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, на­правленные на выполнение дидактической зада­чи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования лич­ности ребенка, познавательным содержанием, иг­ровыми задачами и игровыми действиями. Прави­ла содержат нравственные требования к взаимоот­ношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являют­ся заданными. С помощью правил педагог управ­ляет игрой, процессами познавательной деятель­ности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно огра­ничивают действия детей, направляют их внима­ние на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Психологический аспект проблемы
С точки зрения буддизма, смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Поскольку буддийская психология полагает страдание неотъемлемым свойством повседневного ума (первая благородная истина буддизма гласит: сарвам дукхам - существование есть страдание), прекратить страдание считается возможным только по достижении особого п ...

Обучение и воспитание
В различных жизненных ситуациях мы можем сталкиваться с проблемами педагогического содержания. В предлагаемом задании вам необходимо разработать педагогически грамотную программу действий. При выполнении задания вам необходимо разработать педагогически грамотную программу действий. При выполнении задания опишите в свободной форме, что ...

Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков
Неполная семья - это один из основных социально - демографических типов современной семьи. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребенок. Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследстви ...