Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Страница 3

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам: www.trgreat.ru

1. игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

2. игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.

3. игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.

4. игры, включающие элементы поиска и творчества.

Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Структура дидактической игры

. Дидактическая игра имеет определенную струк­туру. Структура — это основные элементы, харак­теризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следую­щие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; резуль­тат (подведение итогов). [41]

Дидактическая задача определяется целью обу­чающего и воспитательного воздействия. Она фор­мируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактичес­ких игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатывают­ся навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидак­тическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Са­мое главное: дидактическая задача в игре предна­меренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия — основа игры. Чем разнооб­разнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познаватель­ные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, про­странственные преобразования и т. д. Они связа­ны с игровым замыслом и исходят из него. Иг­ровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, на­правленные на выполнение дидактической зада­чи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования лич­ности ребенка, познавательным содержанием, иг­ровыми задачами и игровыми действиями. Прави­ла содержат нравственные требования к взаимоот­ношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являют­ся заданными. С помощью правил педагог управ­ляет игрой, процессами познавательной деятель­ности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно огра­ничивают действия детей, направляют их внима­ние на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Фазы конфликта
Конфликт имеет следующие фазы (рис. 2): 1. Конфронтационная (военная) — стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вынужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя ...

Эффективность.
Для оценки эффективности нашей деятельности, спустя месяц после получения последнего месседжа от клиента, нами отправлялся стандартизованный вопросник. Анализируя обратную связь, следует признать, что ответы пришли менее чем на половину разосланных вопросников. При этом большая часть содержит положительную оценку происшедшего процесса к ...

Роль родителей в развитии ребенка.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но т ...