Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Страница 6

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм:

• Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше. www.transportzones.ru

• Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

• Игра — не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, —это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

• Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.

Игру можно считать выполняющей свои функции в том случае, если она обеспечивает [25]:

· не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;

· осознание школьником своих занятий не как простой игры в школу, а как учения.

Можно выделить следующие основные условия эффективности проведения дидактической игры:

- Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

- Выразительность проведения игры. Это обеспе­чивает интерес детей, желание слушать, учас­твовать в игре.

- Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное раз­витие игры в соответствии с учебными и воспи­тательными задачами, но при этом не оказы­вать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

- Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог до­лжен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превра­щает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность.

- Средства и способы, повышающие эмоциональ­ное отношение детей к игре, следует рассматри­вать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

- Между педагогом и детьми должна быть атмос­фера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

- Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обес­печивается четкой организацией дидактических игр.

Прежде всего, педагог должен осознать и сформу­лировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внима­ние, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различ­ное их количество. По возможности надо стре­миться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осу­ществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Приложения
Приложение №1. Алгоритм подсчета критерия Q Розенбаума. 1. Проверить, выполняются ли ограничения: 2. Упорядочить значения отдельно в каждой выборке по степени возрастания признака. Считать выборкой 1 ту выборку, значения в которой предположительно выше, а выборкой 2 – ту, где значения предположительно ниже. 3. Определить самое выс ...

Описание методов исследования.
В обследовании были использованы следующие методики: 1) Методика К.Н Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте») позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена ...

Работа социального педагога с гиперактивными детьми
Гиперактивность выступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, где основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Так в последнее время гиперподвижные дети стали актуальной проблемой для родителей и ...