Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Страница 9

В отечественной психологии основное внимание было уделено

исследованиям

закономерностей мыслительной дея­тельности. Особенно это касается тео­рий мышления Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духов­ного развития ребенка. Под воздействием обучения у детей формируются два основ­ных психологических новообразования — произвольность психи­ческих процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, устанавливать смысловые связи. www.modestbank.ru

Произвольность психических функций и внутренний план действий, проявление способности ребенка к самоорганизации своей деятельности возникают в ре­зультате сложного процесса интериоризации внешней организо­ванности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрос­лыми людьми, и особенно учителями, в ходе учебной работы.

Исследования психологов и дидактов по выявлению возрастных особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста убеждают в том, что по отношению к современному 7—10-летнему ребенку неприменимы те мерки, которыми оценивалось мышление его в прошлом. Его подлинные умственные способности шире и богаче.

В результате целенаправленного обучения, продуманной си­стемы работы можно добиться в начальных классах такого ум­ственного развития детей, которое делает ребенка способным к овладению приемами логического мышления общими для разных видов работ и усвоения разных учебных предметов, для использо­вания усвоенных приемов при решении новых задач, для предви­дения определенных закономерных событий или явлений.

Развитие познавательных процессов младшего школьника будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы, одним из которых являются дидактические игры.

Дидактическая игра — это сложное, мно­гогранное явление. В дидактических играх проис­ходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое ис­пользование дидактической игры в учебном про­цессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Все выше сказанное убеждает в необходимости и возможности формировании и развития у младших школьников познавательных процессов с помощью использования дидактических игр.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Путешествие в мир фантазии
Цель: “Путешествие в мир фантазии”это упражнение для расслабления и для пробуждения органов чувств. Материал: мягкие подстилки или удобные стулья, текст и, возможно, музыка для медитации. Временные рамки : 20-30 минут. Проведение: Все участники садятся или ложатся таким образом, чтобы чувствовать себя удобно и спокойно. Для того ч ...

Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических п ...

Генетический код определяет черты характера, поведенческие модели и мировоззрение человека.
Начав свою исследовательскую работу в то же время, когда Дж.Уотсон и Ф.Крик опубликовали свой труд о структуре спирали ДНК, Ч.Тойч выдвигает гипотезу: генетический код определяет не только физическую внешность человека, но его поведение, взаимоотношения, особенности переживаемого опята. Анализируя десятки тысяч жизненных историй своих к ...