Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Страница 4

Подведение итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. www.geogtime.ru

В ситуации дидактической игры знания усва­иваются лучше. Дидактическую игру и урок про­тивопоставлять нельзя. Самое главное — и это необходимо еще раз подчеркнуть — дидактичес­кая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще все­го непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педа­гогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.

Функции дидактических игр

. Исходя из вышесказанного, дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидакти­ческих игр и игровых приемов обучения — облег­чить переход к учебным задачам, сделать его пос­тепенным. [84] Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр: [81]

· функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному ре­жиму;

· функция формирования психических новообра­зований;

· функция формирования собственно учебной деятельности;

· функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

· функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

· функция формирования адекватных взаимоот­ношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра — это сложное, мно­гогранное явление. В дидактических играх проис­ходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое ис­пользование дидактической игры в учебном про­цессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в процессе дидактических игр

. В развернутом виде педагогические условия развития познавательных процессов младшего школьника можно представить так:

- определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;

- нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний;

- определенным образом организованная познавательная деятельность, характеризующаяся системой умственных действий;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Взаимодействие гнева и отвращения
Сама по себе эмоция отвращения не может рассматриваться в качестве причины агрессивного поведения. Реакция отвержения или избегания, наблюдающаяся при эмоции отвращения, как правило, адекватна стимулу. Однако в комбинации с гневом отвращение может приводить к вредным и опасным последствиям. В этом случае у человека вместо стремления изб ...

«Проданная» услуга как условие эффективности психологической помощи
Проблема платности психологических услуг является своеобразной проверкой готовности психолога к внутреннему компромиссу и уровня его профессионального достоинства. Эта проблема как бы аккумулирует в себя все, о чем мы говорили до этого, и преломляет в плоскости взаимоотношений психолога с клиентом. Обычно при анализе данной проблемы ссы ...

Двумерная трактовка стилей лидерства.
Начиная с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо, проводила комплексное исследование и выявила серьезную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Их главной находкой стало: люди могут вести с ...