Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Изучение взаимосвязи социально-психологического статуса подростка в группе и агрессивности поведения.

Изучение взаимосвязи социально-психологического статуса подростка в группе и агрессивности поведения.

Изучение взаимосвязи социально-психологического статуса подростка в группе и агрессивности поведения осуществлялось с помощью рангового корреляционного анализа Спирмана. Данный коэффициент позволяет выявить корреляционные отношения между переменными и оценить зависимость одной переменной от другой. www.transpodepth.ru

Результаты изучение взаимосвязи социально-психологического статуса подростка в группе и агрессивности поведения представлены в таблице 1 (приложение 3).

Анализ обнаруженных корреляционных связей позволил выявить определенные особенности влияния социально психологического статуса подростка в группе на агрессивность его поведения:

1. На интеллектуальный статус подростков оказывает влияние такой показатель как склонность к проявлению открытой агрессии (r = 0,1). Причем, учащиеся с более высоким интеллектуальным статусом менее склонны к проявлению агрессии.

2. Эмоциональный статус взаимосвязан с агрессивностью, как свойством личности подростка (r = 0,1). Для поддержания высокого эмоционального статуса подростки пробегают к физической агрессии (r = 0.05) и негативизму (r = 0,1), что является возрастной особенностью данного периода. Чувство «взрослости», которое необходимо постоянно подтверждать вынуждает учащихся прибегать к данным видам агрессивного поведения. «Взрослость» ассоциируется у подростков с физической силой и отрицанием правил, установленных взрослыми – родителями и учителями. В подростковом возрасте стремление к независимости становится едва ли не ведущим мотивом деятельности. Обычно используются внешние, демонстративные формы отстаивания независимости, такие, как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы.

3. Коммуникативный статус подростка тем выше, чем больше дерзости в тоне и содержании его речи, способности и смелости применения определенных речевых единиц, которыми нередко оказываются именно бранные слова (r = 0,5). Однако склонность к открытой агрессии (r = 0,1) не приветствуется подростками при определении коммуникативного статуса товарищей.

4. Способность подростка проявить силу против другого человека отличает учащихся имеющих высокий статус (r = 0,1), однако, при этом они отличаются умением сдерживать свои эмоции и прибегать к конструктивным способам решения проблем(r = 0,1).

5. На неосознанном уровне выбираемыми являются подростки, склонные к проявлению негативизма (r = 0,5), физической (r = 0,5), косвенной (r = 0,1) и вербальной агрессии (r = 0,1), имеющими агрессивность как черту характера (r = 0,5), испытывающие обиду (r = 0,5) и раздражение(r = 0,1). Однако чем выше бессознательный статус учащегося, тем более выражены его социальные установки, ориентация на социальную кооперацию, на приспособление к окружению (r = 0,1).

6. Подростки, которые предпочитают остаться незаметными в классном коллективе, обычно не прибегают к речевой агрессии (r = 0,1), не склонны проявлять негативизм (r = 0,1), в исключительных случаях могут проявить вспышку открытой агрессии (r = 0,1), чем несомненно удивят одноклассников.

7. Неосознанно отвергаемыми являются учащиеся, имеющие ярко выраженное недоразвитие установок социального сотрудничества (r = 0,01), на фоне которого более четко выражен негативизм (r = 0,1). Таких подростков отличает еще и недоверие, осторожность по отношению к людям, убежденность в том, что другие люди целенаправленно приносят им вред (r = 0,1).


Изучение неформальной структуры межличностных отношений
Изучение неформальной структуры межличностных отношений проводилось при помощи социометрической методики. Нашей целью являлось выявление статуса подростков по 5 критериям: интеллектуальный статус, деловой статус, эмоциональный статус, коммуникативный статус, общий статус. Результаты исследования представлены в таблицах 16 – 31 и таблица ...

Диагностические методы исследования личности
Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. – М.: Прометей, 1992, 198 с. Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В. ...

Интерпретация результатов исследования
На третьем этапе экспериментального исследования проводился качественно-количественный анализ полученных данных. В рамках экспериментальной работы было проведено корреляционное исследование (критерий ρ - Пирсона), позволившее выявить связь между параметрами используемых методик. Корреляционный анализ проводился с целью установления ...