Материалы » Психологические особенности преступности несовершеннолетних » Вопрос 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность

Вопрос 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность
Страница 3

В последние десятилетия во многих странах наблюдается тенденция не только к резкому росту наркомании, но и значительное ее «омоложение», т.е. увеличение процента подростков и детей среди наркоманов. Наша страна не стала исключением, хотя у нас нет традиций употребления наркотиков. Если употребление алкоголя дети видят постоянно, если не дома, так на улице, то родителей-наркоманов не так уж много. Наркомания в нашей стране распространяется подобно моде на одежду, музыку, танцы и т.д.

Большинство наркоманов начинают употреблять наркотические вещества еще в подростковом возрасте и практически всегда под воздействием ближайшего окружения. В медицинской практике не встречались случаи, когда бы подросток сам, без внешнего влияния, в одиночку начал бы искать и употреблять наркотические вещества. Одним из основных мотивов первого потребления наркотика является желание быть «своим среди своих», стремление быть принятым референтной группой, соответствовать моде (а наркотики сейчас в моде), с другой стороны, - проявление самостоятельности, самоутверждения, чувства взрослости, которые выступают главными возрастными особенностями подросткового возраста.

Среди психолого-педагогических и социально-психологических причин ранней наркотизации можно выделить следующие. Употребляющие наркотики подростки чаще всего растут и воспитываются в в неблагоприятных микроусловиях – в неустойчивых или неполных семьях, в ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Такие семьи нередко характеризуются низким морально-этическим уровнем развития, регулярным потреблением спиртного старшими, склонностью к асоциальным действиям.

Что касается материально-бытовых условий жизни в семье, то здесь прямой зависимости нет. Условия жизни могут быть не только неблагоприятными, но и вполне приемлемыми, доходить до уровня высокой материальной обеспеченности. Основную роль играет психологический климат в семье, отношения родителей с детьми и между собой. Как протест против конфликтной обстановки в семье, против применяемых методов воспитания, эмоциональной отверженности у детей наблюдаются различные формы поведения, проявляющиеся, например, в побегах из дома, бродяжничестве, в поисках помощи и внимания вне дома. Такие подростки зачастую именно в разновозрастные компании, имеющие нередко асоциальную направленность. Здесь они могут познакомиться с курением, алкоголем и, что самое опасное, с наркотиками.

Предрасполагает к наркотикам также низкий уровень интеллектуального, эмоционально-волевого развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростков, бедности их нравственных чувств, направленности только на потребление и развлечения. Известно, что отсутствие увлечений, любимого дела у подростка выражается в низкой культуре досуга, в наличии ничем не заполненного свободного времени.

С другой стороны, перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений вызывает постоянное стремление к новым и новым острым ощущениям. Это подтверждает и наличие подростковой наркомании в развитых странах.

Отрицательное влияние оказывают отсутствие ясных и значительных жизненных целей, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Молодой человек, имеющий ясно обозначенные жизненные цели, желающий занять достойное место в обществе, социально активный, не станет на путь наркотизации.

Часть же школьников нередко рассуждают: «Окончу школу, пойду работать, а что дальше?» Монотонная, однообразная работа, усталость после нее, малый заработок – все это они зачастую видят на примере родителей. Трудности в решении вопроса о смысле жизни могут толкнуть к поискам иллюзорного счастья, и подросток захочет испытать яркие впечатления, пусть ненадолго, но забыться, ощутить свою значимость, почувствовать прилив душевных сил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Специфика подготовки практических психологов
В настоящее время подготовка психологов осуществляется по специальной программе, которая включает: Освоение форм и методов социально-психологической работы с коллективом сотрудников. Обучения приемам нейро-лингвистического программирования: диагностика по невербальным реакциям; облегчение негативных психических состояний; компле ...

Развитие речи
Ранний возраст - сензитивный период развития речи, которое осуществляется по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Речь превращается в средство общения прежде всего по поводу предметной совместной со взрослым деятельности. В -становлении коммуникативной функции слова можно ...

Введение.
Педагогические коллективы сегодня раздирают противоречия. В педагогическом коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы все члены школьного социума: педагоги, родители, учащиеся. Нередко при этом легко разрушаются с таким трудом налаженные связи. В настоящее время, когда именно коллективные условия опр ...