В последние десятилетия во многих странах наблюдается тенденция не только к резкому росту наркомании, но и значительное ее «омоложение», т.е. увеличение процента подростков и детей среди наркоманов. Наша страна не стала исключением, хотя у нас нет традиций употребления наркотиков. Если употребление алкоголя дети видят постоянно, если не дома, так на улице, то родителей-наркоманов не так уж много. Наркомания в нашей стране распространяется подобно моде на одежду, музыку, танцы и т.д.
Большинство наркоманов начинают употреблять наркотические вещества еще в подростковом возрасте и практически всегда под воздействием ближайшего окружения. В медицинской практике не встречались случаи, когда бы подросток сам, без внешнего влияния, в одиночку начал бы искать и употреблять наркотические вещества. Одним из основных мотивов первого потребления наркотика является желание быть «своим среди своих», стремление быть принятым референтной группой, соответствовать моде (а наркотики сейчас в моде), с другой стороны, - проявление самостоятельности, самоутверждения, чувства взрослости, которые выступают главными возрастными особенностями подросткового возраста.
Среди психолого-педагогических и социально-психологических причин ранней наркотизации можно выделить следующие. Употребляющие наркотики подростки чаще всего растут и воспитываются в в неблагоприятных микроусловиях – в неустойчивых или неполных семьях, в ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Такие семьи нередко характеризуются низким морально-этическим уровнем развития, регулярным потреблением спиртного старшими, склонностью к асоциальным действиям.
Что касается материально-бытовых условий жизни в семье, то здесь прямой зависимости нет. Условия жизни могут быть не только неблагоприятными, но и вполне приемлемыми, доходить до уровня высокой материальной обеспеченности. Основную роль играет психологический климат в семье, отношения родителей с детьми и между собой. Как протест против конфликтной обстановки в семье, против применяемых методов воспитания, эмоциональной отверженности у детей наблюдаются различные формы поведения, проявляющиеся, например, в побегах из дома, бродяжничестве, в поисках помощи и внимания вне дома. Такие подростки зачастую именно в разновозрастные компании, имеющие нередко асоциальную направленность. Здесь они могут познакомиться с курением, алкоголем и, что самое опасное, с наркотиками.
Предрасполагает к наркотикам также низкий уровень интеллектуального, эмоционально-волевого развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростков, бедности их нравственных чувств, направленности только на потребление и развлечения. Известно, что отсутствие увлечений, любимого дела у подростка выражается в низкой культуре досуга, в наличии ничем не заполненного свободного времени.
С другой стороны, перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений вызывает постоянное стремление к новым и новым острым ощущениям. Это подтверждает и наличие подростковой наркомании в развитых странах.
Отрицательное влияние оказывают отсутствие ясных и значительных жизненных целей, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Молодой человек, имеющий ясно обозначенные жизненные цели, желающий занять достойное место в обществе, социально активный, не станет на путь наркотизации.
Часть же школьников нередко рассуждают: «Окончу школу, пойду работать, а что дальше?» Монотонная, однообразная работа, усталость после нее, малый заработок – все это они зачастую видят на примере родителей. Трудности в решении вопроса о смысле жизни могут толкнуть к поискам иллюзорного счастья, и подросток захочет испытать яркие впечатления, пусть ненадолго, но забыться, ощутить свою значимость, почувствовать прилив душевных сил.
Манипуляция в средствах массовой коммуникации.
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой и ...
Вводное занятие.
Цель:
Вхождение в тему. Проанализировать, что толкает человека на употребление психоактивных веществ и предопределяет его встречу с наркотиками
Организационный момент:
Зал разделенный на две половины, условно - “черная” и “белая”. “Эксперты”, “Герои”.
Материал:
карточки красного, желтого и зеленого цветов.
Временные рамки:
60-90 ...
Групповые структуры
Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некоторую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение, позицию. Принято выделять и изучать в ...
Разделы