Материалы » Психологические особенности преступности несовершеннолетних » Вопрос 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность

Вопрос 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность
Страница 4

Наркотики позволяют человеку хотя бы на время избавиться от собственных недостатков: скучные становятся веселыми, жизнерадостными, молчаливые – оживленными, словоохотливыми, робкие – смелыми, слабые чувствуют прилив энергии, причем сознание собственных сил и способностей у них возрастает в высокой степени. Эти ощущения прекрасного психического самочувствия и подъема энергии вызывают у подростков желание повторять прием наркотиков.

Пристрастию к наркотикам способствует и существующая у них иллюзия полезности в виде примеров создания произведений искусства в состоянии наркотического опьянения, «оживляющего» действия многих наркогенных веществ. Имеет значение и стремление части несовершеннолетних рассматривать жизнь как непрерывный праздник, сплошную цепь удовольствий и ориентация на веселье и наслаждения при нежелании видеть трудности жизни и тем более преодолевать их. Удовлетворение этого стремления становится возможным для подростков в наркотическом опьянении, поскольку оно сопровождается временным всплеском положительных эмоций, немотивированным весельем, радостным настроением, эйфорией.

Среди факторов риска можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы разрешаемого.

Предрасположенность к наркотизации может быть обусловлена и явлениями психического инфантилизма, что присуще части несовершеннолетних, а также внутриличностными конфликтами, связанными с высоким уровнем притязаний, потребностью в признании и болезненным осознанием невозможности достичь желаемого. Неумение преодолевать коммуникативные барьеры, безуспешные попытки найти хотя бы одного близкого друга часто приводят подростка к психологическому дискомфорту, который он пытается преодолеть с помощью наркотических средств.

Здесь им на помощь нередко приходят наркоманы, стремящиеся побудить к приему наркотических веществ и других людей. В медицине существует даже специальный термин, обозначающий это явление, - прозелитизм наркоманов, т.е. склонность учить других принимать наркотики. Это объясняется своеобразным «альтруизмом» наркомана, желанием «поделиться удовольствием». Если курильщик конопли в состоянии наркотического опьянения находится вне окружения таких, как он, ему крайне неприятно, что другие не разделяют его веселья, он испытывает раздражение, злобу. Если же наркотизация осуществляется в компании, где все пребывают в состоянии наркотического опьянения, то происходит взаимное заражение эмоциями, что усиливает эффект этого опьянения.

Кроме того, стремление привлечь к наркотикам новых людей объясняется также корыстными побуждениями – расширение круга наркоманов облегчает поиск наркотика и средств на его приобретение.

В арсенале приобщения к наркотикам находятся практически все виды межличностного взаимовлияния: заражение, подражание, убеждение, внушение, конформизм и др. Выступая в совокупности и дополняя друг друга, они создают непреодолимую силу.

К наркомании наиболее склонны несовершеннолетние с акцентуированными, т.е. крайне заостренными, ярко выраженными, нов пределах нормы чертами характера, а также страдающие психопатиями. Причем разным видам акцентуаций и психопатий присущи свои формы наркотизации (статистически чаще употребление наркотических веществ встречается при эпилептоидной, истероидной, гипертимной неустойчивой акцентуацииях).

Употребление наркотиков чаще всего начинается в молодом (и даже детском, подростковом) возрасте, поэтому причины наркомании связаны с психологическими особенностями этих возрастных периодов: незавершившееся развитие нервной и эндокринной систем, социальная незрелость, отсутствие стойких жизненных позиций делают детей и подростков особенно уязвимыми к наркотикам.

Подверженность заболеванию наркоманией наблюдается прежде всего у внушаемых, психически незрелых подростков, неспособных к социально направленным волевым усилиям, к правильной оценке своих поступков и их последствий. Когда такие подростки оказываются в микросреде людей, употребляющих наркотики, они не могут ни противостоять ей, ни уйти от пагубного влияния, прекратив общение с наркоманами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Виды трансакций
Схема 1. Диаграмма взаимоотношений Дополнительные трансакции между "равными психологическими состояниями" представлены линиями (1-I), (5-5) и (9-9). Трансакции (2-4) (4-2), (3-7) (7-3) и (6-8) (8-6) тоже дополнительные. Все остальные комбинации образуют пересекающиеся трансакции, и на диаграмме они тоже пересекаются: напр ...

Экспериментальное исследование влияния социально-психологического статуса подростка в группе на агрессивность поведения. Методы, процедура и объект исследования
Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как: 1. Опросник Басса-Дарки - предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Испытуемым было предложено 75 утверждений, на которые надо было ответить «да» или «нет». Ответы о ...

Школьный и юношеский периоды
Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 ...