Материалы » Психологические особенности преступности несовершеннолетних » Вопрос 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность

Вопрос 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность
Страница 5

Прежде всего, речь идет о контингенте трудновоспитуемых (педагогически запущенных) школьников, о детях, живущих в неблагоприятных условиях, с пьянствующими, ведущими асоциальный образ жизни родителями. Необходимо знать о возможных отклонениях в психическом развитии учеников, помнить о невротических и психопатизированных личностях. Другими словами, нужен постоянный учет в работе всех факторов риска подростковой наркотизации.

Однако такая настороженность не должна переходить в слежку или всеобщую подозрительность, во всяком случае, не должна быть очевидной для учащихся. Выявлять наркоманию у несовершеннолетних следует при обязательном и непосредственном участии педиатров или подростковых врачей, психиатров и наркологов, инспекторов отделов по пресечению правонарушений несовершеннолетних. Но постоянно контактируют с детьми педагоги и родители и поэтому имеют возможность наблюдать изменения в их самочувствии, отклонения в поведении, учебе.

Это может быть неожиданное снижение успеваемости, утрата интереса к учебным предметам, неожиданно возникший интерес к химии. Озабоченность родителей должны вызывать ситуации, когда ребенок очень резко, без видимых причин прекращает заниматься в кружках, спортивных секциях. Одновременно могут появляться признаки повышенной утомляемости, снижение работоспособности. Наблюдаются ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, неусидчивость, резкие перепады настроения. Все это усугубляет противоречия между подростком и взрослым (родителями, учителями), сопровождается отклонениями в поведении, вплоть до асоциальных поступков, хулиганских действий.

Под особым наблюдением должны быть те подростки, которые курят, поскольку установлено, что курению наркотиков всегда предшествует табакокурение. Более того, табакокурение также является токсикоманией, хотя и в гораздо более легкой, ослабленной форме. Поэтому борьба с курением в подростковом возрасте является составной частью профилактики наркомании.

Разумеется, наличие даже одновременно всех приведенных проявлений еще не дает оснований утверждать, что несовершеннолетний употребляет наркотики. Подобные тревожные симптомы могут порождаться различными трудностями и отражать, например, трудности подросткового возраста.

Наркомания — это не только потребление, но и изготовление, хранение и сбыт наркотических веществ. Это самая доходная сфера преступного бизнеса, приобретающая все более международный характер, в которой важное место отводится несовершеннолетним и молодежи, как потребителям наркотиков, так и субъектам преступного промысла. В одиночку здесь не работают.

Обычно группу наркоманов возглавляет взрослый или юноша, отбывшие наказания в исправительном учреждении или вернувшиеся из спецшколы. Группе наркоманов свойственны: ярко выраженная конспиративность, корпоративность, четкое распределение ролей в группе, строгая субординация, свои законы и правила поведения, сигналы опознания.

Нередко группу, занимающуюся изготовлением, хранением и сбытом наркотиков, отождествляют с наркоманами, т.е. лицами, употребляющими наркотики, что неправомерно. Группа, избравшая распространение наркотиков как средство обогащения, как правило, не употребляет наркотики. Она лишь изготовляет, хранит, сбывает наркотики, вовлекает других людей в наркоманию, организуя притоны и склоняя к употреблению наркотических веществ. Но наркомания обязательно порождает ряд примыкающих к ней и сопутствующих групповых преступлений. Перечислим основные из них:

1) незаконный посев или выращивание опийного мака, индийской, южной, маньчжурской конопли и других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества;

2) их транспортировка из регионов произрастания в другие районы страны по конспиративным каналам групп наркоманов;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Приложения
Приложение №1. Алгоритм подсчета критерия Q Розенбаума. 1. Проверить, выполняются ли ограничения: 2. Упорядочить значения отдельно в каждой выборке по степени возрастания признака. Считать выборкой 1 ту выборку, значения в которой предположительно выше, а выборкой 2 – ту, где значения предположительно ниже. 3. Определить самое выс ...

Мои влияния, «вклады в себя»
Я постоянно нахожусь под влиянием окружающих людей. Некоторые говорят, что часто на меня влияют другие люди, но я с этим не согласна, так как я ничего не делаю, не подумав об этом и это влияние, заключаемое в советах, должно соответствовать моим собственным представлениям о решении определенной проблемы, и близки мне по интересам. К дру ...

Становление произвольной памяти у старших дошкольников
А.Н. Леонтьев произвольное запоминание рассматривает как целенаправленный опосредованный процесс, включающий определённые приёмы и способы запоминания. Результат его исследований показал, что в условиях эксперимента с запоминанием слов (с опорой на картинки) некоторые старшие дошкольники уже способны пользоваться этим приёмом запоминани ...