Материалы » Виды познавательных процессов и критерии их классификации » Виды познавательных процессов и критерии их классификации. Предмет психологии мышления в свете философских и психологических знаний

Виды познавательных процессов и критерии их классификации. Предмет психологии мышления в свете философских и психологических знаний
Страница 4

Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Различают творческое и критическое мышление по их функциональному назначению. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности («мозговой штурм») творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Фундаментальным различением мышления, имеющим важное значение для педагогической практики, является различие эмпирического и теоретического мышления.

В психологии эти виды мышления обстоятельно изучены и описаны В.В. Давыдовым. Как установлено в его исследованиях, эти виды мышления отличаются по целям, средствам, познавательным возможностям, строению, по способу решения задач; различны психолого-педагогические условия их становления и формирования.

Результатом эмпирического мышления выступает знание непосредственного в действительности. В таком знании отражаются внешние сходные черты познаваемых объектов, т.е. это знание формально общего. Эмпирическое мышление вполне достаточно там, где нужно выделить классы предметов по сходным чертам. Это позволяет характеризовать его как рассудочную деятельность мышления.

Качественно иными особенностями характеризуется теоретическое мышление. Отдельные изменения и связи в действительном мире могут рассматриваться не только со своей внешней стороны, но и как моменты более широкого их взаимодействия, где одни явления закономерно замещаются другими, преобразуются в другое. Такие преобразования и замещения типичны для развивающихся, целостных, органических систем. Воспроизвести целостную систему взаимодействия, познать развивающуюся объективную реальность под силу лишь теоретическому мышлению. Как установлено в психологических исследованиях, именно сфера образования обеспечивает формирование - при определенном содержании и методах обучения - теоретического мышления.

Примерами развития и управления процессами мышления могут быть следующие игровые упражнения, которые могут быть использованы для детей дошкольного возраста: упражнение “Собери предмет”. На столе хаотично размещены предметы или его части. Для самых маленьких рядом находится уже собранный предмет (образец). В упражнении от ребенка требуется найти (подобрать) все части предмета и собрать их в один. Для детей постарше оригинала не приводится.

Страницы: 1 2 3 4 5


Косвенное согласие – бессознательная предрасположенность человека к молчаливому принятию того или иного негативного отношения или воздействия окружающих.
Сохраняются и передаются из поколения в поколение нежелательные наследственные черты, которые проявляются в одном аспекте жизни и оказывают значительное влияние на другие - брак, взаимоотношения с людьми, здоровье. Этим качеством обладают в первую очередь граждане бывших или существующих в настоящее время диктатур, которые долгое время ...

Методы психологической диагностики развития личности. Классификация методов возрастной психодиагностики
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. 1. Классификации методов по Й.Шванцаре Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям: 1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манип ...

Общество сверстников и его влияние на формирование психологической культуры детей
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. [40] Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лиш ...