Материалы » Понятие конфликта, основные причины возникновения » Развитие конфликта и его завершение

Развитие конфликта и его завершение

Развитие конфликта есть процесс перехода к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением или затуханием). Оно включает в себя изменение основы конфликта, усложнение формы противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы.

Кроме такого поступательного развития конфликта существует и нисходящее преобразование - затухание. Это переход полного конфликта из явного, открытого в латентное, спокойное состояние или же в гармоничное существование.

Действенным средством снижения интенсивности противостояния служит регулирование конфликта. Этот метод ведет не к разрастанию борьбы, а делает конфликт управляемым. Понятие "регулирование" следует отличать от понятия "разрешение" конфликта. Последнее обозначает процесс устранения основы конфликта, его причин. Регулирование конфликта ограничивается выделением элементов конфликтного взаимодействия и их устранением, либо использованием в управлении. Таким образом, регулирование - это перевод конфликта в более благоприятное русло.

Заключительная стадия конфликта - его разрешение. Понятия "разрешение", "примирение", "преодоление" предполагают сознательное вмешательство в ход конфликта.

Существует полное и частичное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта, его причины, то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта. Такая ситуация порождает возникновение нового конфликта на той же или на новой основе.

Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, то есть насильственного устранения одной из сторон без ликвидации причины противоречий. Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта - попытка избавиться от конфликта путем примирения, а не преодоление причин. Процесс разрешения любого конфликта состоит из трех этапов:

1. Подготовка - диагностика конфликта;

2. Разработка стратегии разрешения конфликта;

3. Практическая деятельность по устранению конфликта - реализация комплекса методов и средств;

Конфликты, в которых оппонентов разделяют непримиримые противоречия, и их разрешение может быть достигнуто только победой одного из противников, существенно отличаются от конфликтов типа "дебатов", где присутствуют противоречия, но возможен и компромисс.

Пять основных стилей решения конфликта (по теории Д.Г. Скотт, английский францисканец):

конкуренция;

уклонение;

приспособление;

сотрудничество;

компромисс;

Стиль конкуренции используется, когда субъект активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить собственные интересы в ущерб другим людям, вынуждая окружающих принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения (избегания) применяется в ситуации, когда субъект не уверен в положительном для него решении конфликта или не хочет тратить свои силы на разрешение именно этого конфликта.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект не стремиться отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль уместно использовать, если результат конфликта вам не важен, вы стремитесь сохранить мир с окружающими или не имеете шансов на победу.

Стиль сотрудничества характеризуется активным и равным участием обеих сторон в его разрешении. Он применяется, если оппоненты имеют равные ресурсы для участия в конфликте, а результат очень важен для каждого из них. В такой ситуации оппоненты могут объяснить свои мысли и желания, и выработать альтернативные решения проблемы.

Стиль компромисса означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Он используется в случае, если противники стремятся к одному и тому же, но уверены, что одновременно для них это невозможно[4].


Эмоции и познавательные процессы
Эмоции влияют как на соматические процессы и на сферу восприятия, так и на память, мышление и воображение человека. Эффект “суженого зрения” в восприятии имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганный человек с трудом способен проверить различные альтернативы. У разгневанного человека появляются лишь “сердитые мысли”. В состоянии ...

Эмоции и восприятие
Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь “розовые очки”. Для страдающего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект “ ...

Теоретические основы использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Дидактические игры в педагогических системах . В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3. М. Богуславская, О. М. Дья ...