Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов старшеклассников. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение собственной квартиры, машины и т.д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, проявляя тем самым недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. www.psychogood.ru
Главное противоречие жизненной перспективы старшеклассников, по данным Е.И.Головахи, - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому как в определённых условиях зрительного восприятия перспективы, отдалённые объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдалённая перспектива рисуется некоторым старшеклассникам более ясно и отчётливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих. Отчасти это объясняется возрастными особенностями, естественным юношеским оптимизмом и т.п.
Такую картину рисуют московские психологи (И.В. Дубровина и др.,1987,1988). Общий уровень личных и социальных притязаний обследуемых ими учащихся IX-X классов существенно выше, чем у подростков, равно как и способность различать идеальные и реальные цели. Однако устойчивую иерархию ценностных ориентаций обнаружила только треть обследованных. У остальных они либо недостаточно дифференцированы, либо недостаточно устойчивы. 39% старшеклассников ещё не определили своего отношения к основным ценностям окружающего мира, и это сказывается на их жизненных планах. Мотивация, связанная с будущей профессиональной деятельностью и учёбой, выражена у старшеклассников значительно слабее, чем мотивы самоутверждения и общения.
Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь не проверенными их реальными возможностями, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самих себе. Вместо того чтобы в этой критической ситуации мобилизовать себя, многие из них склоняются к сомнительным жизненным концепциям («можно работать дворником и всего себя отдавать занятиям литературой»). Намечаемая перспектива формулируется то слишком конкретно (стать именно таким-то специалистом, поступить на такой-то факультет), то, напротив чересчур общо («служить прогрессу человечества, быть полезным обществу человеком»). В первом случае, она оказывается недостаточно гибкой для того, чтобы её реализация завершилась успехом, во втором своей неопределённостью затрудняет необходимую для успешного самоопределения концентрацию сил…
Итак, наибольшая трудность для юношеской рефлексии заключается в совмещении того, что называется ближней и дальней временной перспективой, первая из которых охватывает непосредственно сегодняшнюю и завтрашнюю деятельность и цели, а вторая- долгосрочные жизненные планы.
Работоспособность. Саморегуляция
У испытуемой наблюдается низкий уровень саморегуляции. Чтобы приступить к урокам или другим делам, требующим напряжения (физического или умственного), ей зачастую требуется указание взрослых. Как уже отмечалось ранее, Ксения старательно пытается делать уроки, но как только встречается первая трудность, она откладывает задание. Ей очень ...
Таблица “Словарь терминов”
№
Наименование
Определение
1
Стресс
2
Стрессоустойчивость
3
Дистресс
4
Эустресс
5
Нервная система
разветвлённая сложная сеть нервных клеток – нейронов и их отростков
6
Нейроны
7
Надпочечник
8
Адреналин
9
Норадреналин
10
Стрессоген ...
Память
Память – это психологический процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении человеком любой информации, когда-либо ранее им усвоенной.
По видам память можно разделить на три большие группы:
Вариант 10.
Опишите самое яркое событие вашей студенческой жизни. Постарайтесь вспомнить детали: кто участвовал в опи ...
Разделы